Короткие перерывы ускоряют процесс изучения
Проведенные психологами исследования показывают, что для
наиболее продуктивного использования отведенного на занятия вре-
мени оно должно быть разбито на получасовые рабочие отрезки с пя-
тиминутным перерывом между ними. Если вы станете отдыхать более
пяти минут после каждого получаса, то это не прибавит эффективно-
сти вашим занятиям.
Магическое число «семь»
Во всем мире местные номера телефонов содержат не более семи
цифр. Люди, руководящие телефонными компаниями, доказывают
свою практичность — им прекрасно известно, что для обычного че-
ловека представляет значительную трудность запоминание более
длинных чисел.
Конечно, существуют номера и с десятью цифрами, включая код
местности, однако такие коды ассоциируются с географическим рас-
положением населенного пункта, а потому не нарушают общую
стройность системы, основывающейся на цифре «семь».
Тем не менее далее в этой части я скажу вам, где вы сможете оз-
накомиться с приемами запоминания сколь угодно больших числовых
комбинаций.
Возможно, вы работаете в компании, пользующейся системой
кодирования товаров при помощи восьми и девяти последовательных
цифр. В этом случае можете быть уверены, что работники вашей
компании гораздо хуже ориентируются в системе классификации, чем
те, кто занят на предприятиях, пользующихся традиционной семи-
значной кодировкой.
Магия числа «семь» действует во многих других областях. Глав-
ный управляющий предприятия не может эффективно контролиро-
вать работу более семи подразделений, а вице-президент корпорации
не способен эффективно следить за деятельностью более семи дочер-
них компаний. Таким образом, мы подошли к идее «нарезки» сведе-
ний, что является одним из наиболее действенных способов ускоре-
ния процесса обучения.
581
Если вы достигли успеха, то не думайте, что знаете о своем бизнесе все
«Нарезка»
Запомнить более семи конкретных пунктов само по себе непро-
сто, кроме того, эти пункты могут быть достаточно развернутыми и
содержать массу деталей.
В подобном случае вы можете «нарезать» значительные объемы
информации на семь частей, а затем использовать магию этого числа
для того, чтобы вспомнить все относящееся к каждой такой части.
К примеру, то, что вы намерены выучить, может быть вами соот-
несено с названиями дней недели. Тогда, думая, к примеру, о вторни-
ке, вы найдете в своей памяти всю ту информацию, которую с этим
днем недели ассоциировали. Вы можете использовать и другие клю-
чевые ряды, по которым классифицируете свой материал, например
числа от 1 до 7, цвета (белый, красный, синий, зеленый, коричневый,
желтый и серый) или буквы от «а» до «ж».
По окончании изучения определенного материала не забудьте
вознаградить себя. Купите какую-нибудь вещь или позвольте себе
немного развлечься. Какова именно будет эта награда, не столь важ-
но, главное, чтобы вы почувствовали себя поощренным и приобрели
мотивацию для продолжения занятий.
Насколько необходимо повторение?
Многие люди воспринимают обучение как тяжелый труд, тре-
бующий неустанной работы мысли и предполагающий бесконечное
повторение того, что должно быть усвоено.
Многочисленные исследования подтверждают этот факт, а по
трезвому размышлению вы и сами убедитесь в необходимости дейст-
вительно серьезного отношения к этому виду деятельности. Можете
ли вы представить во всех деталях свои наручные часы, на которые
смотрите по сотне раз в день? Много ли отличительных признаков
долларовой банкноты сможете назвать?
Истина заключается в том, что люди, живущие в наш напряжен-
ный век, были бы окончательно сбиты с толку необъятными потоками
информации, обрушивающимися на них, если бы не обладали спо-
собностью отсеивать ненужное и впитывать только то, что представ-
ляет для них в данный момент времени наибольшую ценность.
Повторение само по себе мало что даст, если процесс повторения
не подкреплен нашим пониманием его необходимости, нашей моти-
вированностью или не сопровождается чем-то необычным. Само по
582
Что из неизвестного может нам повредить
себе повторение лишено той эмоциональной окраски, которая необ-
ходима для эффективной регистрации изучаемого материала в нашей
долгосрочной памяти.
Методики развития памяти
Подобные методики имеют многовековую историю, и тем бо-
лее странно, что сегодня очень немногие люди пользуются ими для
расширения своих возможностей и увеличения своих доходов. Сведе-
ния об этих многочисленных и разнообразных методиках вы без тру-
да отыщете в библиотеке или книжном магазине.
Позвольте себе забаву
Практикуйтесь в своей способности запоминать информацию,
пока не обретете полную уверенность в том, что можете запомнить
пространные перечни неких сведений.
Главное — обрести уверенность в себе. Убедитесь в том, что мо-
жете управлять своей памятью. Предложите друзьям зачитать вам
список из десятка случайно выбранных слов и продемонстрируйте
им свою способность повторить их.
Ассоциации
Одним из моих излюбленных способов запоминания перечня ка-
ких-то объектов является придумывание ассоциаций — и чем более
они неожиданны, тем лучше — между двумя последовательно изло-
женными пунктами. Такая краткая характеристика моего способа, ве-
роятно, мало что сможет вам объяснить, но объем книги не позволяет
мне выражаться более подробно. Впрочем, этот способ прекрасно из-
ложен в одной замечательной книге. Написана она московским ака-
демиком Олегом Андреевым.
При чтении этой книги создается впечатление, что написана она
была специально для торговых агентов. В особенности ваше внима-
ние будет привлечено отдельной главой, в которой речь идет о запо-
минании товарных кодов, цен и номеров телефонов. Автор предлагает
своим читателям остроумный способ быстрого запоминания практи-
чески
любых
по
сложности
чисел.
К
примеру
такого:
49673567406846244961.
583
Если вы достигли успеха, то не думайте, что знаете о своем бизнесе все