Этапы формирования личности.

Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы.

1-й этап- формирование основного стереотипа личности. К трём годам появляются представления о действительности и о себе, но нет ещё полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени ( в речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, предлоги, союзы. К 7 годам формируется представление о схеме тела, с 7- 11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме.

2-й этап- формирование стереотипа личности ( до 15-16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.

3-й этап – формирование социального (общественного ) стереотипа личности (16-21год) характеризуется зрелостью чувств во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций ( этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознание.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться)

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

Вторая- игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".

Третья- стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями:
«социальный статус» и "социальная роль".

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе.Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.)

Типология личности

C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека — и к социальной. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий' и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.).

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.).

Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, фельдшер и т. д.).

Различают гармонический типличности и акцентуированный.

Акцентуации являются вариантами нормы, однако при определённых жизненных условиях могут приводить к декомпенсации и социально-психологической дезадаптации человека. Они являются как бы пограничной зоной между гармонической личностью и патологической ( психопатии).

Например:

Гипертимный тип – характеризуется наличием приподнятого настроения, стремлением к активной деятельности с некоторой легкомысленностью, недисциплинированностью. Склонны к беспорядочным половым связям, к антисоциальным поступкам, алкоголизму.

Циклоидный тип – отличается циклическим изменением настроения : от подавленного до повышенного. Во время пониженного склонность к суициду, во время повышенного к алкоголизации.

Лабильный тип - очень эмоционален, повышенно раним, чувствителен к знакам внимания. Нуждается в постоянной эмоциональной поддержке.

Шизоидный тип – склонен к одиночеству, не способен к сопереживанию, часто уходит в себя, совершает неожиданные поступки.

Астеноневротический тип- характеризуется утомляемостью, склонностью к навязчивым страхам, мнителен, капризен, раздражителен.

Эпилептоидный тип – педантичен, аккуратен, бережлив, склонен к аффективным вспышкам, конфликтен.

Истероидный тип – выраженное стремление к лидерству, желание быть в центре внимания, эгоцентричен, стремится лёгкими путями достичь цели.

Неустойчивый тип – безволен, повышенно внушаем, стремится к праздности, жаждет развлечений.

Домашнее задание по теме

Наши рекомендации