Этапы формирования потребности личности

Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности — это стадиальный процесс. Наиболее отчетливо это показано в работе В. М. и И. В. Ривиных (1978) на примере развития у мужчин полового влечения как потребности. Авторы пишут, что возникновение половой потребности обычно связывается с моментом ее осознания в качестве специфи­ческого влечения. Предшествующий же этап ее развития (как органической потребности) выпадает из поля зрения исследователей, так как пока потребность неощутима и неосознаваема, она как бы не существует вообще и не влияет на пси­хическую деятельность. Безосновательность подобных представлений, пишут авторы, видна даже из того, что у испытуемых, уже через полчаса после появле­ния андрогенов, повышается чувствительность специфичных для данной потреб­ности рецепторных зон и наблюдается уменьшение чувствительности всех осталь­ных (отсюда ясно, что потребность развивается по механизму доминанты), хотя нет еще никаких осознанных переживаний. В связи с этим авторы выделяют ла­тентную стадию развитая мотивации (читай — формирования потребно­сти личности), в течение которой происходит специфическая «настройка» чув­ствительности к внешним раздражителям.

Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Она характеризуется не как половое влечение, а как ощу­щение какого-то нового состояния. Испытуемые отмечали усиливающееся чув­ство непонятной тревоги, двигательное беспокойство или, напротив, вялость, которая описывалась как «приятная истома»; у некоторых проявлялись сосудис­тые реакции на коже лица и шее. Все это соответствовало первой стадии стрес­са — тревоге, описанной Г. Селье. На этой стадии энергия мотивации настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности. Испы­туемые не могли усидеть на месте, становились общительнее (неспецифическая разрядка).

Третья стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появ­лением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о возник­новении приятных ощущений в области таза и гениталий, мечтаний и планов сексу­ального характера, положительных эмоциональных переживаний.

Очевидно, при социальных потребностях вегетативные сдвиги и эмоциональные реакции менее выражены. Возможно, и стадиальность формирования этих потреб­ностей будет отличаться от вышеописанной. К сожалению, вопрос этот практиче­ски не изучен.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Существуют различные классификации потребностей человека, ко­торые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответствен­но с этим делил потребности на предметные и функциональные.

Выше уже говорилось, что потребности делят на первичные (базовые, врожден­ные) и вторичные (социальные, приобретенные). А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребно­стей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и челове­ка: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельнос­ти, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизне­деятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенети­ческого общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удов­летворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове­ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у че­ловека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П. В. Симонов (1987) считаете что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяют­ся потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребно­сти «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для дру­гих» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженно­сти (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.

А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению — на естествен­ные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные; есте­ственные потребности могут быть материальными, а культурные — материальны­ми и духовными.

П. А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело — каким целям (об­щественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.

Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Например, У. Макдауголл (W McDougall, 1923), исходя из пони­мания потребностей как инстинктов, выделял следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования):

— пищедобывание; поиск и накопление пищи;

— отвращение; неприятие и избегание вредных веществ;

— сексуальность; ухаживание и брачные отношения;

— страх; бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и стра­дание или угрожающие этим воздействия;

— любознательность; исследование незнакомых мест и предметов;

— покровительство и родительская опека; кормление, защита и укрытие младших;

— общение; пребывание в обществе себе равных, а в одиночестве — поиск такого общества;

— самоутверждение; доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими;— подчинение; уступка, послушание, примерность, подчиненность тем, кто демон­стрирует превосходящую силу;

— гнев; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции;

— призыв о помощи; активное обращение за помощью, когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей;

— создание; создание укрытий и орудий труда;

— приобретательство; приобретение, обладание и защита всего, что кажется по­лезным или привлекательным;

— смех; высмеивание недостатков и неудач окружающих нас людей;

— комфорт; устранение или избегание того, что вызывает дискомфорт (смена позы, местонахождения);

— отдых и сон; склонность к неподвижности, отдыху и сну в состоянии усталости;

— бродяжничество; передвижение в поисках новых впечатлений.

Из этого перечня ясно, что у Макдауголла речь идет о феноменах, чаще всего весьма далеких от потребностей.

Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вре­да, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмысле­нии, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении вни­мания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные по­требности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избега­ние одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собствен­ной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных — иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным пред­метам).

Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (рос­та); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о по­требности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях — с одной стороны, и о вторичных потребностях — с другой.

Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во влас­ти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, в славе и в справедливости.

Б. Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) — «потребности нужды» и «потребности рос­та», Э. Фромм (1998) — потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией, модой и т. д. Выделяются также потребности, считающиеся принципиально не выводимыми из биологических по­требностей в пище, сексе и т. п.: потребность в общении, потребность в самоцель­ных действиях, например игры, и потребность в абсолютной истине. Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребно­стей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасно­сти, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших — потребностями роста. При этом он счи­тает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от пер­вой к последней, т. е. каждая более высокая потребность может быть удовлетворена лишь при удовлетворении всех предшествующих низших. Очевидно, что здесь А. Маслоу допускает ошибку. Как справедливо замечает А. И. Юрьев (1992, с. 88), с позиции А. Маслоу трудно объяснить поведение Яна Гуса и Джордано Бруно, со­жженных на костре (и добавим, тем более трудно — акты самосожжения, ставшие в наше время не столь редкими, как форма протеста против социальной несправед­ливости).

Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на груп­пы не отражают их разнообразие.

Наши рекомендации