Высокий уровень энергии
1. Хорошо ли вы спите и просыпаетесь ли вы отдохнувшими?
2. Ясные и блестящие ли у вас глаза?
3. Приятно ли вам выполнять свои обычные обязанности?
4. С оптимизмом ли вы ждете следующий день?
5. Нравится ли вам состояние покоя?
6. Грациозно ли вы двигаетесь?
Если на большинство вопросов вы ответили положительно — у вас высокий уровень энергии.
Эта книга имеет целью помочь вам в понимании своего тела, как внешнего проявления, духа. Нужно не только понять, но и прочувствовать. В следующих главах мы изучим факторы, которые влияют на ваше энергетическое состояние. Вы изучите Упражнения, которые позволят вам оживить тело и придать грацию вашим движениям.
Глава 3 Дыхание
Право быть собой реализуется с нашим первым вдохом. Насколько сильно мы ощущаем это право, можно увидеть по нашему дыханию. Если бы мы все дышали таким же естественным образом, как животные, уровень нашей энергии был бы высок, и мы бы редко страдали от хронической усталости или депрессии. Однако большинство людей нашей культуры дышат неглубоко и имеют склонность задерживать выдох. И, что хуже всего, они даже не подозревают о том, что у них есть проблемы с дыханием. Зато они стремительно несутся по жизни, задерживаясь иногда, чтобы сказать друг другу, что "едва успевают глотнуть воздуха".
Большинство существующих сегодня программ тренировок подчеркивают необходимость глубокого дыхания. Дыхательные упражнения с давних времен являются интегральной частью йоги. Однако рекомендованные разными школами дыхательные упражнения, несмотря на свою огромную ценность, не содержат объяснения, почему у людей существуют такие проблемы с правильным, естественным дыханием. Этой проблемой мы и займемся в данной главе. Мы должны вначале понять динамику дыхания.
Как все мы знаем, дыхание доставляет тканям кислород для поддержания метаболизма. К сожалению, организм не сохраняет кислород в каких-либо значительных количествах, поэтому, когда дыхание прекращается больше, чем на несколько минут, наступает смерть. (В отличие от дыхания без воды можно прожить несколько дней, а без пищи — несколько месяцев.) Таким образом, дыхание не является просто механическим процессом. Это один из аспектов глубокого телесного ритма расширения и сжатия, который находит свое выражение также в пульсации сердца. Более того, оно является выражением духовности тела. Библия говорит, что сотворяя человека, Бог взял кусок глины и вдохнул в него жизнь. Идея, что воздух содержит некую силу, необходимую для жизни, является важным элементом философии индуизма, в которой ее называют "праной". Такой жизненной силой является кислород, который способен заставить мертвую субстанцию, такую, как дерево, гореть. Подобную способность кислород проявляет и в живых организмах.
Дыхание имеет непосредственную связь с состоянием возбуждения. Когда мы расслаблены и спокойны, наше дыхание свободное и спокойное. В состоянии сильного эмоционального возбуждения дыхание становится быстрым и интенсивным. В состоянии страха мы дышим резко и задерживаем дыхание. В состоянии напряжения наше дыхание становится поверхностным. Справедливо также и обратное утверждение: глубокое дыхание успокаивает тело.
Впервые я отметил связь между напряжением и дыханием, когда, будучи кандидатом в корпус обучения резерва, стрелял из карабина в тире. Несмотря на мои старания, пули не попадали в центр мишени. Наблюдая за мной, инструктор посоветовал мне сделать три глубоких вдоха и выдоха и нажать на спуск на третьем выдохе. Он также сказал, что если я буду задерживать дыхание во время стрельбы, то мое тело будет напряжено и рука будет дрожать. Он был прав, что я и подтвердил своим следующим выстрелом. Этот случай я хорошо запомнил, но я не применял в жизни это открытие вплоть до времени своего лечения у Вильгельма Райха. Терапия у него наглядно дала мне понять, как часто я задерживаю дыхание. Я мог бороться с этой тенденцией, концентрируя внимание на дыхании. Полезность этой концентрации я мог отметить не один раз во время лечения у стоматолога. Когда я лежу на зубоврачебном кресле, я концентрируюсь на свободном и глубоком дыхании, стараясь одновременно максимально расслабиться. Если дантист не сверлит в сверхчувствительном месте, боль легко переносится и нет нужды в новокаине. В течение нескольких последующих лет после терапии у Райха я работал над своим дыханием, все сильнее осознавая его, а также выполнял биоэнергетические дыхательные упражнения, с которыми мы встретимся в этой главе. Эти упражнения отличаются от обычных дыхательных упражнений тем, что они вырабатывают навык естественного дыхания, независимо от нашей волн. Я не нахожу слов, чтобы полностью выразить, какие благие последствия принесла мне эта работа. Она положительно повлияла на мое здоровье, укрепила меня, а также позволила вести себя более свободно и естественно во всех стрессовых ситуациях. Она бесценна во время публичных выступлений, гак как позволяет мне избегать напряжения, связанного с выступлениями перед большим количеством людей.
Важно, чтобы мы осознавали свое дыхание и обращали внимание на то, дышим мы носом, ртом или задерживаем дыхание. Важным указанием на это является вздох, так как это реакция организма на задержку дыхания. Нормальное дыхание слышимо, и лучше всею оно слышно во время сна. Люди, которые дышат почти бесшумно, серьезно вредят своему дыханию.
В отличие от вздохов, функция которых — выпускание воздуха, при позевывании воздух втягивается в легкие. Зевание — это признак усталости или сонливости, оно возникает, когда запасы энергии требуют пополнения. Иногда это признак скуки. В стимулирующих и возбуждающих ситуациях дыхание усиливается, а энергия возрастает. Естественное дыхание, как дышит ребенок или животное, вовлекает в эту работу все тело, хотя не все его части работают активно, но на каждую из них влияют дыхательные волны, проходящие по телу. Когда мы втягиваем воздух, энергия берет начало в глубине брюшной полости и поднимается вверх, к голове. Во время выдоха волна перемещается от головы в направлении стоп. Эти волны легко можно увидеть, также как и помехи процессу дыхания. Частой помехой является задержка волны на уровне пупка или таза. Это не позволяет вовлечь таз и брюшную полость в процесс дыхания и приводит к поверхностному дыханию. Глубокое дыхание вовлекает нижнюю часть брюшной полости, которая выпячивается при вдохе и втягивается при выдохе. Это может казаться несколько ошибочным, гак как воздух никогда фактически не попадает в брюшную полость. Тем не менее, во время глубокого брюшного дыхания расширение нижней части брюшной полости позволяет нижним отделам легких легче и полнее расширяться, что углубляет Дыхание. Все маленькие дети дышат именно таким образом.
При поверхностном дыхании дыхательные движения не выходят за пределы грудной клетки и диафрагмы. Движения диафрагмы вниз ограничены, что вынуждает легкие расширяться наружу. Это вызывает излишнее напряжение организма, так как расширение грудной клетки, заключенной в жесткий каркас ребер, требует больше энергии, чем расширение брюшной полости. Почему этот способ дыхания, требующий больших энергетических затрат при более низком насыщении организма кислородом, встречается чаще? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, как связаны между собой дыхание и чувства.
Глубоко дышать - означает глубоко чувствовать. Если мы глубоко дышим животом, эта область оживает. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Одним из этих чувств является 1русть, так как живот принимает участие в глубоком плаче. Этот вид плача можно назвать "плач животом". Основа такого плача — глубокая печаль, которая во многих случаях граничит с отчаянием Дети рано понимают, что посредством втягивания и напряжения живота можно избежать проявления болезненных чувств грусти и печали.
Иметь плоский живот может казаться эстетичным и модным. Чтобы подчеркнуть свою молодость, манекенщицы в журналах обычно позируют с втянутыми, плоскими животами. Но плоский живот указывает также на недостаточную полноту жизни. Когда мы определяем нечто как плоское, мы имеем в виду, что эта вещь не имеет вкуса, цвета п оригинальности. У меня часто была возможность слышать из уст особ с плоскими животами жалобы па внутреннюю пустоту. Отсутствие чувствительности в этой части тела означает также недостаток великолепного сексуального чувства тепла и растворения в районе таза. У таких людей сексуальное возбуждение ограничено, главным образом, гениталиями. Эта проблема является следствием сдерживания сексуальных чувств в детстве. Надавив на живот кулаком, мы не почувствуем сопротивления, как если бы в нижней части живота была дыра; однако, если живот большой и круглый, такой дыры мы не почувствуем. В этих случаях необходимо склонить этого человека к глубокому дыханию животом, чтобы вернуть ему жизнь и чувствительность в эту область тела. Даже если человек осознает, что он дышит неглубоко, ему необходимы специальные упражнения, активизирующие такое дыхание. Можно, например, посоветовать ему дышать, сопротивляясь давлению ладони на живот. В лечении эмфиземы легких используется метод, когда пациенту предлагают дышать, пересиливая вес грузика, помещенного у него па животе, поднимая его силой вдоха и позволяя ему медленно опускаться во время выдоха. Другой метод открыть дыхание состоит в том, чтобы лечь на пол, подложить под шею свернутое одеяло, согнуть колени, ягодицы сильно прижать к полу. (Полное описание этих упражнений и иллюстрации к ним вы можете найти в книге A. Lowen "The Way to Vibrant Health" New York, 1977.) Какой бы метод мы не использовали для того, чтобы углубить дыхание и почувствовать его в глубине таза, в результате проявляется чувство печали и сексуальность. Если мы сможем принять эти чувства — 'I особенно если сможем глубоко расплакаться — вес тело радостно оживет. Я был свидетелем того, как этого достигли многие мои пациенты.
О том, как велико значение пустоты или полноты живота, я убедился из следующего наблюдения. Наша сука породы колли несколько лет тому назад родила 14 щенков. Четверо последних родились мертвыми, так как роды длились слишком долго. Но десять щенков — это все равно больше, чем сука может выкормить одновременно. Вскоре мы поняли, что все молоко попадает к самым сильным щенкам, и что слабейшие скоро погибнут. Призванный на помощь ветеринар посоветовал допускать к груди сначала слабых щенков, тогда они насытятся. Сильные и так смогут высосать достаточно молока, чтобы утолить голод. Но как мы могли различить, какие из них были сильнейшими или слабейшими? Мы решили ощупывать их животики. Те, чьи животики были полные на ощупь, попадали в одну корзинку, а тех, животы которых при ощупывании казались пустыми, мы клали в другую корзинку. Этих последних мы пускали кормить первыми. Таким образом все десять щенков выжили и выросли здоровыми псами.
При других заболеваниях дыхания грудная клетка движется мало, дыхание главным образом диафрагмальное, с некоторым расширением брюшной полости. В этом случае грудная клетка слишком раздута, временами настолько, что напоминает на вид бочку. Такой внешний вид может показаться мужественным, но приводит к эмфиземе. Постоянное слишком сильное наполнение воздухом грудной клетки растягивает и надрывает нежную ткань легких, в результате чего кислорода в кровь поступает недостаточно, несмотря на болезненные усилия вдохнуть побольше воздуха. Даже если такое состояние имеет менее выраженную форму, это создает опасность для здоровья, так как неподвижность грудной клетки является большой нагрузкой для сердца.
Самый значительный опыт, связанный с дыханием, я получил во время моего первого сеанса у Вильгельма Райха. Во время своей психоаналитической практики Райх заметил, что когда пациент воздерживается от выражения какой-либо мысли или чувства, он задерживает дыхание. Это была форма сопротивления, но Райх, вместо того, чтобы направлять внимание пациента на это сопротивление, советовал ему лишь свободно дышать. Как только пациент освобождал свое дыхание, он становился разговорчивым и освобождал свои мысли и чувства. Отметив эту закономерность, Райх сконцентрировался на дыхании, лежащем в основе сознательного и бессознательного сопротивления, которое строит пациент.
Во время моего первого сеанса у Райха я лежал на кушетке в одних шортах, чтобы он мог наблюдать за моим дыханием. Райх ограничился тем, что велел мне дышать. Мне казалось, что я исполняю это, но через 10 минут Райх заметил: "Лоуэн, вы не дышите!" Я ответил, что дышу, и что в противном случае я был бы мертв. Он ответил: "Но ваша грудная клетка не движется!" Он попросил меня, чтобы я положил руку на его грудь и посмотрел, как она поднимается и опускается с каждым вдохом и выдохом. Я заметил, что моя грудная клетка движется намного слабее, чем у него, и решил мобилизовать ее, чтобы она двигалась в ритме моих вдохов и выдохов. Я делал это в течение нескольких минут, дыша ртом. В это время Райх попросил, чтобы я открыл глаза. Когда я открыл их, из моей груди вырвался крик. Я услышал этот крик, но он показался мне чужим. Я не чувствовал страха, я был просто удивлен. Райх приказал мне замолчать, чтобы не мешать соседям, и я замолчал Я снова начал дышать ртом, и через минут десять Райх снова попросил меня открыть глаза. Еще раз у меня вырвался крик, и снова я услышал его как бы снаружи, словно у меня с ним не было ничего общего. Когда я покинул кабинет Райха, то понял, что у меня есть какая-то важная проблема, о которой я не знаю. Я понял также, что свободное, глубокое дыхание помогает достичь подавленных чувств и освободить их.
Райх посвятил следующие терапевтические сеансы глубокому дыханию, попросив меня заранее сказать ему о своих негативных мыслях и чувствах по отношению к нему. Так он хотел раскрыть отрицательный перенос, для того, чтобы отметить, проанализировать и исключить его. После вступительной беседы я ложился на кушетку и дышал. Когда какая-либо мысль казалась мне важной, я делился ею с Райхом. Однако важнее всего было отдаться естественному дыханию. Когда я делал что-то, чтобы углубить дыхание, Райх говорил: "Не делай этого, позволь, чтобы это происходило само по себе." Вначале это заставляло меня ошибаться, поскольку я старался исполнить его инструкции как можно лучше. Конечно, ничего драматического не произошло. Посредством сознательного дыхания я неосознанно контролировал освобождение своих чувств. Первый сеанс убедил меня, однако, что подход Райха был верным. Таким образом я продолжал терапию, стараясь, чтобы мое дыхание стало естественным.
В течение первого месяца терапии я регулярно ощущал парестезии (чувство ползания мурашек по ногам и рукам), что было следствием гипервентиляции. Несколько раз случались болезненные пощипывания и мышечные спазмы. Руки в это время казались мне когтями птицы, и я не мог двигать пальцами. Райх заверил меня, что ого пройдет, когда мое дыхание выровняется. Действительно, так и случилось.
У большинства из пас симптомы гипервентиляции возникают, если мы начинаем глубоко дышать, лежа без движения. Физиологически это можно объяснить тем, что такого рода дыхание слишком понижает уровень углекислого газа в крови, что приводит к такой реакции. С этим можно справиться, дыша в бумажный пакет, ибо в этом случае часть окиси углерода снова абсорбируется. По мере хода терапии я перестал чувствовать симптомы гипервентиляции после глубокого и свободного дыхания. Я понял, что понятие "гипер" является сравнительным по отношению к прежней глубине дыхания. Другими словами, симптомы гипервентиляции появляются, если мы начнем дышать глубже, чем мы привыкли. Как только организм привыкает к глубокому дыханию, такая "гипервентиляция" перестает быть "гипер".
Эти симптомы можно также объяснить тем, что дыхание заряжает тело энергией. Если тело данного человека привыкло к некоторому уровню энергии или возбуждения, то оно будет заряжено более, чем нужно, что проявляется в болезненном состоянии. Если этот повышенный заряд не будет разряжен, то тело сожмется, и появятся описанные выше симптомы. Когда человек сможет переносить высокий заряд энергии, тело будет чувствовать себя живее. Именно это и случилось со мной, когда я расслабился во время терапии у Райха. С симптомами гипервентиляции можно также справиться или уменьшить их, нанося удары по кушетке или делая другую, достаточно исчерпывающую работу для того, чтобы израсходовать лишнюю энергию.
Во время моей собственной терапии, когда я продолжал работу над дыханием и отпускал свое тело, случились два следующих драматических происшествия. Однажды, когда я, отдыхая, лежал на тренировочном мате, что-то двинулось во мне, колебля мое тело, пока я не встал. Минуту я стоял неподвижно, а затем начал колотить мат кулаками. Когда я это делал, я увидел лицо своего отца. Я знал, что бью его за то, что он шлепнул меня — событие, которое я совсем не помнил. Когда через какое-то время после этого я встретился с отцом, я спросил его, ударил ли он меня когда-либо. Он признался, что сделал это один раз, когда я заставил нервничать мать, вернувшись слишком поздно домой со двора.
То, как я спонтанно поднялся с мата, удивило меня. В отличие от моего первого сеанса у Райха, когда я кричал, не чувствуя никакого страха, на этот раз я ощущал полную силу своего гнева. Надо понимать, что пи один из моих поступков не был выполнен сознательно. Нечто на более высоком уровне — на уровне бессознательного, как назвал его Фрейд - приказало мне так сделать.
Идея действия без участия сознания является центральным понятием в практике и философии дзен. Евгений Харригел, описывая свои упражнения дзен в мастерстве стрельбы из лука, пишет: "Нужно дойти до точки, когда сам не выпускаешь стрелу, но нечто делает это за тебя." (Eugene Harrigel "Zen and the Art of Archery" New York, 1971.) Нечто подобное действует в нас, либо посредством нас, но не принимается как сознание. Это определенного рода сила, по такая, которая, по-видимому, обладает своим собственным сознанием, более глубоким и широким, чем наше обычное сознание. Если нам необходимо дать ей определение, то можно назвать ее духом, живущим в нас, который мобилизует нас к действию.
Другими словами, опыт духовности тела зависит не от действия, а от чувства силы внутри себя, которая больше, чем сознательное Я.
Второй поворотный пункт в моей терапии наступил некоторое время спустя. Во время одного из сеансов, когда я лежал па топчане и отдыхал, у меня было ясное впечатление, что я близок к тому, чтобы увидеть картину на потолке. Во время нескольких следующих сеансов это чувство усилилось. Потом эта картина появилась. Я увидел лицо моей матери, смотрящее на меня свысока, в гневе. Я ощутил себя в семимесячном возрасте, лежащим в коляске перед домом. Перед этим я плакал о маме, по мой плач, вероятно, отвлек ее от какого-то занятия. Когда она вышла ко мне, у нее было такое холодное и суровое выражение лица, что я замер. Я понял, что крик, который я в то время не выдавил из себя, был тем криком, который я издал во время своего первого сеанса у Райха. Он все еще пребывал в моем горле, которое было гак зажато, что я не мог ни крикнуть, ни глотнуть. Много лет позднее, во время рабочего семинара, который я проводил, случилось нечто, что помогло мне это понять. Один из участников предложил, чтобы мы поработали над моим телом для того, чтобы расслабить некоторые мои напряжения. Я согласился. Я лежал на полу, а две женщины работали одновременно над моим телом. Одна занялась моим зажатым горлом, а другая стопами, то есть двумя областями, где напряжение было наибольшим. Я помню, что чувствовал себя беспомощным, и в этот момент почувствовал в горле острую боль, как будто кто-то мне его перерезал. Я понял, что моя мать психически подрезала мне горло, так что мне трудно было говорить или плакать.
Этот крик вырвался, когда я возбудил свою грудь дыханием. Крик застрял в моем горле, но в моей груди осталась боль из-за злости на мать. Именно эта боль разбитого сердца, потери любви мамы была тем, что я должен был подавить в себе, чтобы выжить, так как когда я боролся криком и плачем, требуя груди, это обернулось против меня. Мне удалось приглушить эту боль, напрягая грудную клетку, но следствием этого был огромный стресс, отрицательно влияющий на сердце. Я жил в бессознательном страхе, что меня покинут, or которого мог освободиться, только посмотрев в глаза страху и оплакав свою потерю.
Не все разделяют этот взгляд, по торможение чувств заставляет человека бояться. Он становится, как говорится, скелетом в шкафу, на который мы боимся взглянуть. Чем дольше это чувство скрывается, тем больше мы его боимся. Во время терапии мы понимаем, что когда двери шкафа будут открыты, то есть когда приглушенные чувства будут освобождены, они безусловно окажутся менее ужасными, чем мы ожидали. Одним из преимуществ является то, что мы уже не беспомощные дети. У большинства из нас достаточно развитое сильное эго, способное справляться с чувствами, в то время как у ребенка такого эго не было. Однако силу эго нельзя использовать, когда мы имеем дело с подавленными чувствами, потому что они неосознанны. Подавленные чувства подобны теням в ночи, — наше воображение делает их все более устрашающими, пока они не превращаются в привидения.
Если вы склонны подавлять свои чувства, если вы не можете выплакаться, то, вероятнее всего, у вас будут нарушения дыхания. И если вы задерживаете в себе чувства, то и грудная клетка будет задерживать в себе воздух. И она, вероятно, будем раздута. Женщины более свободны в выражении чувств, чем мужчины: плач приходит к ним легче, и в результате их дыхание более свободно, у них реже появляются сердечные недомогания, и они живут дольше. Это не значит, что у них нет эмоциональных проблем, или что их дыхание полностью естественно. Женщины, которые берут за образец для подражания такие мужские ценности, как твердость и спортивность, а также сдерживание своих чувств, подвергаются той же опасности, что и мужчины, и у них также может быть раздутая грудная клетка. Особенно податливы к этому курильщики обоего пола. Курение создает впечатление дыхания, не доставляя, однако, организму достаточно кислорода, который мог бы пробудить болезненные чувства.
В интересах собственного здоровья важно, чтобы мы осознали свой стиль дыхания. В этом может помочь упражнение, приведенное ниже. Оно должно также помочь углубить дыхание. Сначала обратите внимание на размеры своей грудной клетки и посмотрите, глубоко ли вы втягиваете воздух и надолго ли вы его задерживаете. Если это так, то у вас могут быть не только проблемы с полным вдыханием воздуха, но и с выражением своих чувств.