Упражнение 3. Степень близости между собеседниками в процессе слушания
Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование степени близости, личного пространства и расстояния между «слушателями» и «рассказчиками».
Число участников: от 5 до 25 человек.
Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.
Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.
Постарайтесь сделать так, чтобы все члены группы приняли участие в последующем обсуждении данного упражнения, а также убедитесь в том, что у каждого, кто хотел что-то сказать, была возможность это сделать.
Методика: все участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу.
Каждая пара получает инструкции к данному упражнению. Затем члены группы приступают к их выполнению и исследуют вопрос, связанный с тем, какой должна быть степень близости между собеседниками в процессе слушания. Таким образом, члены каждой пары должны:
• Сесть очень близко друг к другу, практически соприкасаясь коленями.
• Сесть на расстоянии не менее 5 футов (примерно 1,5 метра) друг от друга.
• Сесть плечом к плечу.
• Сесть спиной к спине.
• Сесть друг за другом.
• Сесть друг напротив друга, на удобном для обоих расстоянии.
Участников просят беседовать друг с другом, находясь в каждой из позиций по 5 минут. Темы могут быть следующими:
• ситуации, когда у меня возникало чувство, что другой человек меня действительно слушает;
• люди, которые, по моему мнению, являются хорошими слушателями;
• личное пространство.
После того как каждый из участников побывает во всех вышеперечисленных позициях, все садятся в общий круг, и тренер инициирует обсуждение, посвященное вопросам степени близости и личного пространства в консультировании. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения, выступая в качестве одного из членов пары.
Оценивание: все участники разбиваются на пары и на протяжении 5 минут обсуждают, что в данном упражнении понравилось, а что не понравилось. По прошествии 5 минут эта процедура проводится в общем круге.
Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.