Ошибки в процессе слушания

  1. НЕ принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. Встречаются и такие, которые могут одновременно пространно излагать, обрабатывать информацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно.
  2. НЕ притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявится в выражении лица или в жестах. Притворство обычно принимается как оскорбление. Лучше уж признаться в том, что в данный момент Вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость.
  3. НЕ перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если Вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника.
  4. НЕ делайте поспешных выводов. Как мы уже выяснили, каждый неосознанно склонен судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, о чем говориться. Но именно такие субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную позицию. Помните, такие оценки – барьер содержательного общения.
  5. НЕ дайте «поймать» сами себя в споре. Когда Вы мысленно не соглашаетесь с говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А уж когда начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, что подчас уже не слышите собеседника. А ведь он уже давно говорит вам: «Это и есть то, что я пытаюсь Вам сказать!». Если возникает настоящее несогласие, следует обязательно выслушать собеседника внимательно до конца с тем, чтобы понять, с чем Вы не согласны, а уж после этого излагать свою точку зрения.
  6. НЕ задавайте лишних вопросов. Полезно задать вопрос для уточнения сказанного. Но закрытые вопросы, требующие конкретного, определенного ответа, необходимо сводить до минимума. Однако и открытыми вопросами, которые поощряют говорящего подробно высказывать свои мысли, следует пользоваться осторожно. Чрезмерно большое количество вопросов в известной мере подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию.
  7. Никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства». Такое заявление служит больше для оправдания собственных (и безуспешных) попыток убедить собеседника в том, что Вы слушаете. В действительности узнать, что и как именно чувствует собеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставит под сомнение доверие к Вам, и беседа, скорее всего, вообще прекратится. В этом случае следует именно продемонстрировать, что Вы слушаете, дав, например, такой эмпатический ответ: «Вы чем-то разочарованы», или «Я чувствую, что Вас кто-то обидел», либо другой ответ, соответствующий обстановке.
  8. НЕ будьте излишне чувствительны и эмоциональны словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл общения. Будьте настороже к эмоционально заряженным словам и выражениям, слушайте только смысл, который они несут. Ваши собственные чувства могут блокировать понимание того, что Вам узнать действительно необходимо.
  9. НЕ давайте совета, пока не просят. Непрошенный совет дает, как правило, тот, кто никогда не поможет. Но в тех случаях, когда у Вас действительно просят совета, примените приемы рефлексивного слушания, чтобы установить, что собеседник хочет узнать на самом деле. Иначе можно допустить такую же ошибку, какую сделала молодая мать в разговоре со своим маленьким сыном. В ответ на вопрос сына: «Откуда я появился?» она разразилась лекцией о воспроизводстве человеческого рода, и все только для того, чтобы в конце услышать: «А Билли сказал, что он из Чикаго. Я хотел узнать откуда появились мы».
  10. НЕ прикрывайтесь слушанием как убежищем. Пассивные неуверенные в себе люди иногда используют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они не только не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздерживаются от высказывания своих мнений и чувств из-за боязни неодобрения и критики. Как ни парадоксально, но молчание тем самым мешает эффективному общению.

КАК ОТВЕЧАЕТ ТОТ, КТО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ СЛУШАЕТ

1. Приказ, указание, команда: «Повторите еще раз!», «Говорите медленнее», «Не говорите со мной подобным образом!».

2. Предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится – и с Вами все кончено», «Успокойтесь, я Вас охотно выслушаю», «Вы сожалеете, если сделаете это».

3. Поучение, указание на целесообразность: «Вам следует пойти первым», «Это неправильно», «Вам не следует так поступать».

4. Совет, рекомендация или решение: «Почему бы Вам не сказать как Я», «Я бы предложил Вам обжаловать это!», «Попробуйте поступать так».

5. Нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе», «Вам это поручено – значит это Ваша проблема», «В Вашем возрасте я и такого не имел».

6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо», «Теперь Вы на верном пути», «Я больше не могу спорить с Вами», «Я ведь предупреждал Вас, что это случится».

7. Похвала, согласие: «Я считаю, что Вы правы», «Это было замечательно», «Мы гордимся Вами».

8. Брань, необоснованные обобщения, унижение: «Ну хорошо, господин Всезнайка!», «Все женщины одинаковы».

9. Интерпретация, анализ, диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?», «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня», «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали».

10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: «Следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше», «Я тоже испытывал такое чувство», «Все делают ошибки», «мы все поддерживаем Вас».

11. Выяснение, вопросы: «Кто Вас надоумил?», «Что же Вы сделаете следующий раз?».

12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы Вам не выбросить это из головы», «Давайте поговорим о чем-нибудь другом», «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ

СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, РЕШЕНИЯ

1. Оперировать простыми, ясными и точными понятиями.

2. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:

а) открыто признавать правоту собеседника, если он прав;

б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;

в) сначала отработать аргументы собеседника, а затем давать контраргументы;

г) сохранять вежливость.

3. Учитывать личностные особенности собеседника:

а) нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;

б) избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события и последствия, вытекающие из них;

в) употреблять понятную собеседнику терминологию;

г) соразмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.

4. Пытаться как можно нагляднее изложить свои доказательства и идеи:

а) использовать ручку, бумагу для рисования схем, конспектирования хода беседы;

б) использовать сравнения, но без преувеличения, так как они вызывают доверие.

5. Полезно, предварительно выяснив позицию собеседника включить ее в Вашу аргументацию.

6. Не забывать, что излишняя убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1-2 ярких довода достигают большого эффекта.

Обоснование собственной позиции следует соотносить с тем, что Вам сказал собеседник, с его точкой зрения, с его аргументами. Для этого, при построении собственной аргументации, Вы опираетесь на ту информацию, которую Вам сообщил в своем доводе партнер. Для построения аргумента можно использовать следующие приемы:

1. ИНВЕРСИЯ – то качество, которому Вашим партнерам дается негативная оценка, в контексте его рассуждения, представляется Вами в ином контексте, в котором этому же качеству может быть дана положительная оценка. Либо наоборот, положительно оцениваемое Вашим партнером, через смену контекста получает отрицательную оценку.

2. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПРОТИВНИКА ПУТЕМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Условно прием тезиса противника, подлежащий опровержению. Выведем из него два взаимоисключающих следствия – этим мы показываем противоречивость и несостоятельность самого тезиса.

3. РАСЧЛЕНЕНИЕ – разделение аргументов партнера на те, с которыми можно согласится, сомнительные, или вызывающие согласие с некоторыми оговорками и, наконец, те, которые в силу каких-то причин принять нельзя. Проговаривание (вербализацию) аргументов позволяет выиграть время на обоснование ошибочности аргументации партнера.

а) метод положительных ответов – такое построение разговора, когда партнер на Ваши первые вопросы отвечает «да…да…да…» и таким образом продолжает соглашаться с Вами уже по более существенным для дискуссии вопросам;

б) метод «салями» - постепенное подведение собеседника к полному согласию с Вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;

в) метод классической риторики – поддакивание партнеру, соглашение с ним, с его высказываниями, а потом, когда он теряет бдительность, опровержение всех его построений с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера);

г) метод замедления темпа – умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера;

д) метод двусторонней аргументации – указание как преимущества, так и слабых сторон предлагаемого партнером решения (рассчитан на интеллектуального собеседника).

8. Нужно своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов.

9. Избегать обострения в середине разговора; критические вопросы лучше рассматривать либо в начале, либо в конце фразы, после чего можно сделать перерыв.

Помните, что в ходе аргументации следует прибегать к тем понятиям, которые Вами и партнером понимаются одинаково. Корректность отношения к собеседнику включает в себя следующие моменты:

- если Ваш довод не принимается, следует разобраться в причинах этого, и далее в разговоре на нем не настаивать.

- слушая партнера, не следует приуменьшать значимость его сильных доводов, лучше наоборот, подчеркнуть, что важность этих аргументов Вами понимается правильно.

- приводить свои аргументы, не связанные с тем, что говорил партнер можно после того, как Вы ответите на доводы собеседника.

- «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, так как превосходство партнера в споре всегда обидно. Лучше привести 1-2 ярких довода и спросить себя, не достигнут ли уже желаемый эффект.

- аргументируя свою позицию, следует иметь в виду цели и мотивы собеседника.

Критерии оценки гибкости аргументации

0. Нет идем

1. Повторяются собственные аргументы, новые аспекты не привлекаются

2. Варьируются по смыслу аспекты собственной предыдущей аргументации

3. К предыдущим аргументам добавляются новые аспекты

4. Меняется плоскость аргументации (вместо временных аспектов, напр., обсуждаются финансовые)

5. аргументы партнера подхватываются и так изменяются по смыслу, что они начинают способствовать достижению своей цели. Здесь развиваются не собственные аргументы, а партнера, с привлечением и своих.

Мы хвалим редко потому, что разумно хвалить трудно

(Шопенгауер)

ОДОБРЕНИЕ

Такое одобрение становится более понятным и оказывает нужное действие, если учитывать некоторые советы:

НАСТРАИВАНИЕ СЕБЯ НА ПАРТНЕРА

1. Принимай партнера таким какой он есть, без выдвижения условий

2. Сформулируй свои предложения о самооценке, ценности, умения и способностях партнера

3. Определяй состояние и настроение собеседника, подбирай соответствующий способ поведения.

СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Невербально

1. Передай свое положительное отношение собеседнику

- смотри в его сторону

- сокращай расстояние

- при возможности прикасайся к нему

Вербально

1. Обращаться можно как от своего имени, так и от имени других

2. Связывай одобрение с конкретным событием или поступком

3. Одобряй поступок, а не человека непосредственно или на примере поступка

4. Подбирай эмоциональные выражения, но без многословия и излишней пышности.

Понять труднее чем распять

КРИТИКА

Твою критику собеседник воспринимает легче и учитывает больше, если исходить из следующих советов.

НАСТРАИВАНИЕ СЕБЯ НА СОБЕСЕДНИКА

1. Будь терпим к нему, избегай лишних эмоций

2. Сформулируй свои предложения о самооценке, ценностях, умениях и способностях партнера

3. Выбирай подходящее время и место, или сам создавай подходящую ситуацию

4. Сделай скидку на эмоциональное состояние партнера

5. Выбери подходящую тактику и стратегию поведения.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Избегай лишней оценочности

- в выражении лица (напр., презрения)

- в позах (напр., воинственности)

- в жестах (напр., угроз, поучительства)

2. Держи дистанцию

3. Избегай прикосновения

ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Обращаться к собеседнику от самого себя («Мне кажется…», «Считаю, что…»)

2. Указывай на конкретное событие, поступок или форму поведения

3. Критику направляй на поступок, а не на самого человека, потому, что в силах партнера изменить свое поведение, а не личность в целом

4. Избегай излишней оценочности; не сообщай партнеру, что он нечеловек или что его поступок совершенно неприемлем

5. Подбирай только такие выражения, которые собеседник безупречно понимает

6. Собственно критику предъявляй компактно и четко, не впадай в воспоминания о прошлых неприятностях

7. Предлагай со своей стороны более приемлемые варианты поведения

8. Не требует безоговорочного принятия твоего мнения.

КОНФЛИКТ

Конфликт возникает только тогда, когда наступают условия, при которых противоречие между людьми обостряется, начинает осознаваться и требует разрешения. Конфликт не является эффективным путем решения противоречия, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывает более примитивные пласты психики.

Если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт – единственно доступный способ урегулирования противоречия, будьте сами инициатором конфликта: при сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше.

Только в больших дозах конфликты вредны для здоровья.

Входя в конфликт необходимо сформулировать для себя следующее:

- возможно и желательно ли устранение противоречия (не забывая о том, что противоречие – двигатель развития);

- если да, то имеются ли более экономные и эстетические пути разрешения противоречия, кроме конфликта;

- если нет, то как долго может конфликт длиться, чтобы иметь реальную перспективу выжидать его конец с минимальным расходом сил.

Как управлять конфликтом, если конфликт неизбежен?

- взять под контроль собственные эмоции;

- скрыть за мнимыми причинами подлинные, для этого следить более внимательно за партнером;

- локализовать конфликт; противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление за победу любой ценой;

- бегство от созревшего конфликта – равносильно переводу внешнего во внутренний со всеми вытекающими из этого последствиями и работоспособности; хроническое бегство от созревшего конфликта изуродует личность человека;

- постарайтесь получать хотя бы игривое наслаждение от самого процесса конфликта, если отсутствуют шансы на выигрыш;

- избегайте чрезмерной концентрации внимания на защите: запуск психологических механизмов защиты закрывает Ваши глаза на изменение в обстановке и поведении партнера;

- можно не быть активной стороной, но нужно держать инициативу за собой, диктуя:

а) эмоции, в том числе и спокойствие

б) тему разговора

в) роли

г) языковой стиль

д) степень строгости правил игры

- не опровергайте аргументы партнера в том порядке и в таких объемных пропорциях, в которых они изложены партнером; прежде чем опровергнуть аргументы, переформулируйте их на подходящем именно для Вас языке.

К чему стремится в конфликте?

Всего возможны 4 исхода:

- полное подчинение другого через тотальную мобилизацию всех сил;

- компромисс, отступая шаг за шагом от первоначальных максимальных требований;

- прерывание, переключение, маскировка конфликта при угрозе поражения;

- интеграция – поиск взаимно удовлетворительного решения - совместными усилиями;

Конфликт перерастает в конструктивное решение задачи. Совместно находят новую систему отсчета, в которой противоречие теряет свое первоначальное значение.

Лозунги: НАУЧИТЕСЬ УПРАВЛЯТЬ КОНФЛИКТОМ!

КОНФЛИКТ – ЭТО МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ»

СПИСОК КАЧЕСТВ, ВАЖНЫХ ДЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭМПАТИЯ: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиции и в тоже время способность доказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ: способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

АУТЕНТИЧНОСТЬ: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

КОНКРЕТНОСТЬ: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ: склонность к деятельной позиции в отношении с людьми к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ: умение говорить и действовать напрямую, без всяких «экивоков», четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация отношения к ним.

ОТКРЫТОСТЬ: готовность открыть другим свой внутренний мир, будучи твердо убежденным в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям, умение говорить о своих мыслях, чувствах.

ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми; но и показывать их, выражая готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом – отсутствие стремления навязывать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.

КОНФРОНТАЦИЯ: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого – а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

САМОПОЗНАНИЕ: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают себя, но при этом – умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания

ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИСКУССИИ

1 этап
По отношению к проблеме
Задачи Средства
Сформулировать цель и тему дискуссии Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему
Установить время дискуссии Объявить участникам о времени, отведенном для дискуссии (Д)
Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Показать, в чем значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение
Добиться однозначного понимания проблемы всеми ее участниками Просить задать вопросы. Можно предложить задать контрольные вопросы
Начать обмен мнениями (по возможности без оценок) Предоставить слово желающим или предложить высказаться участникам по кругу. Руководителю не рекомендуется брать слово первым
  По отношению к группе
Задачи Средства
Познакомить участников дискуссии, если они незнакомы Попросить представиться, например, по кругу. Можно предложить участникам задать друг другу вопросы, чтобы поближе познакомиться
Ориентировать на коллективное решение Сообщить о преимуществах группового решения
Создать доброжелательную деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон Доброжелательное отношение ко всем участникам – доброжелательное обращение, жесты, мимика, улыбка
  По отношению к каждому участнику
Задачи Средства
Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы Можно, например, установить порядок выступлений по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников
Активизировать пассивных Например, обратится к молчавшему с вопросом, просьбой помочь
Оказывать помощь выступающему Внимательно выслушать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свое мнение, поскольку важно учесть все

2 этап
По отношению к проблеме
Задачи Средства
Собрать max предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников
Провести анализ собранных мнений Подводить частичные итоги, выделять основные положения делать предварительные выводы
Держать в «русле» проблемы, не допускать отклонений от темы и повтора Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминая о целях и задачах дискуссии
  По отношению к группе
Задачи Средства
Поддерживать высокий уровень активности всей группы Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счет других
Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыслей. Уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать, самому стараться говорить меньше, но по существу
Не допускать личной конфронтации участников Устранять недоразумения между участниками. Пересекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонентов
Поддерживать теплую дружественную атмосферу Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа «хорошо мы продвигаемся»
  По отношению к каждому участнику
Задачи Средства
Удалять max внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого. преждевременно не прерывать говорящего
Требовать ясной аргументации Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения
Активизировать пассивных Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказывать свою точку зрения
По возможности сохранять беспристрастность Уделять равное внимание, оказывать поддержку всем участникам

3 этап
По отношению к проблеме
Задачи Средства
Четкое и внятное подведение итогов Формулировка выводов решения
Сравнить итог с поставленной целью Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии
Если она не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз
  По отношению к группе
Задачи Средства
Принятое решение должно быть групповым При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
Помочь группе прийти к согласованному мнению Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов
Сохранить деловую доброжелательную атмосферу, не смотря на возможную конфронтацию мнений Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения альтернативы
  По отношению к каждому участнику
Задачи Средства
Добиться того что бы у каждого или, по крайней мере, у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Дискуссия – это коллективное обсуждение какого-либо вопроса. В ней происходит коллективное сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников.

Общая цель дискуссии – нахождение той или иной истины, раскрытие и решение какой - либо проблемы - в каждом отдельном случае конкретизируется в комплексе более частных целей.

В социально-психологическом плане обычно выделяют три этапа развития дискуссии: ориентация, оценка, консолидация.

В организационном плане дискуссии подразделяются на следующие фазы:

1. Определение целей и темы дискуссии.

2. Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме.

3. Упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации.

4. Подведение итогов дискуссии, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами.

Руководителю дискуссии приходится реализовывать следующие задачи:

1. Задачи в отношении цели, темы и организации дискуссии.

2. Задачи в отношении отдельных участников дискуссии.

3. Задачи в отношении труппы в целом.

ДЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО в ходе дискуссии, помимо описанного выше структурирования занятия, постановки задач и формулирования целей и стимулирования активности участников включает в себя еще несколько компонентов:

1. Сбор информации – ведущий задает вопросы, повторяет с вопросительной интонацией высказывания участников, дублирует вопросы и т.п.

2. Интерпретация – наиболее обширная: группа приемов. Интерпретация может быть «продольной» (т.е. касающейся истории вопроса) и «поперечной» - относящейся к актуальным событиям (здесь и сейчас). Интерпретация включает в себя следующие приемы: «отражение» - повторение высказываний участников своими словами, не выходя за смысл сказанного. Сюда же относится отражение эмоций м- выраженных в словесной

Наши рекомендации