Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).
4.12. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый. 5. Состояние письменной речи. 5.1. Состояние навыка письма:
- проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;
- выявить навыки звукового анализа и синтеза;
- отметить особенности звукового анализа и синтеза;
- отметить особенности слухоречевой памяти;
- проверить слуховую дифференциацию фонем;
- состояние динамического праксиса;
- определить ведущую руку (пробы А. Р.Лурия на леворукость и скрытое левшество);
- проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);
- отметить особенности почерка;
- отметить характер дисграфических и орфографических ошибок. 5.2. Состояние навыка чтения:
- умение правильно показать печатные и прописные буквы;
- способность правильно называть буквы;
- чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены):
- отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);
- выявить понимание прочитанного;
- отметить отношение ребенка к чтений (любит или не любит самостоятельно читать).
6. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи).
Рекомендации.
Образец логопедического заключения
Фамилия, имя ребенка ______________ Возраст __________
Школа № (д/сад) _________ Класс (группа) ______________
Краткий анамнез раннего речевого развития _____________
Речевая среда и социальные условия____________________
Общая и мелкая моторика _____________________________
Артикуляционный аппарат ____________________________
Устная речь:
Общее звучание речи _________________________________
Понимание речи _____________________________________
Активный словарь ___________________________________
Грамматический строй речи____________________________
Слоговая структура речи ______________________________
Звукопроизношение __________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез______
Связная речь_________________________________________
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)
____________________________________________________
Письменная речь:
Чтение ______________________________________________
Письмо _________________________________________
Заключение ______________________________________
Рекомендации ____________________________________
Дата обследования __________ Подпись логопеда _________
Психологическая модель
Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черти т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме.
Именно такую ситуацию представляет речевой дефект. Понимание необходимости учета психической реакций человека на жизненные трудности возникло, по крайней мере, со времен Гиппократа, который предлагал при лечении использовать не только лекарства, но также прибегать к помощи природы, ближайших родственников и самого больного. Однако понадобился длительный исторический путь для научного обоснования такого подхода к страдающему человеку. А. Р.Лурия в 1939 г. впервые сформулировал свою концепцию внутренней картины болезни (ВКБ) в противоположность внешней, объективно наблюдаемой, которую формирует сама болезнь (в нашем случае — речевой дефект), социальная среда больного и его личность. Центральным здесь выступает личность, которая и строит ВКБ, в структуру которого входят следующие компоненты; сенситивный, эмоциональный, рациональный и волевой. Последний компонент представляет как бы итог ВКБ в виде поведения, направленного на выздоровление.
Проведенные исследования показывают, что ВКБ является оптимальной психотерапевтически ориентированной моделью диагностики, позволяющей оказывать помощь наиболее направленно (обозначив мишени не изолированно, а именно в системе личности), с наибольшим охватом симптомов. Данная модель универсальна для лиц, страдающих речевыми расстройствами независимо от возраста. В дальнейшем, в практической работе при отборе батарей методик для психологического обследования авторы используют психотерапевтическую модель, основой которой является целостное рассмотрение проблеманомального субъекта и его переживаний по поводу своего дефекта.
Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития детей в соответствии с их возрастными нормами, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта.
В программу обследования подростков и взрослых прежде всего входит исследование особенностей типологии, поведения и тревожного комплекса.
Схема обследования
I. Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя, отчество ___________________________
Год рождения (возраст) ___________________________
Место работы (д/сад, школа) _______________________
II. Особенности психического развития:
1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.
2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).
3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.
4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).
Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.
Нарушения мышления.
5. Обследование личностных особенностей
1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли.
Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. 2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности.
Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент.
Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.
Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.
Образец заключения психолога
Фамилия, имя ребенка ______________ Возраст _________
Школа № (д/сад) _________ Класс (группа) _____________
Запрос направляющей организации____________________
Жалобы родителей __________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования ______
Темп работы и работоспособность _____________________
Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка)
___________________________________________________
Особенности латерализации __________________________
Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо) _____________________________________________________
Характеристика внимания ____________________________
Характеристика сформированности функций программирования и контроля
Особенности запоминания, мнестической деятельности____
Особенности речевого развития ________________________
Формирование пространственных и квазипространственных представлений (в том числе пространственный анализ и синтез), понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов____________
Характеристика интеллектуального развития______________
Характеристика мотивационно-волевой сферы ____________
Эмоционально-личностные особенности _________________
Характер межличностных отношений ___________________
Заключение психолога ________________________________
Рекомендации _______________________________________
Дата обследования ______ Подпись психолога _________
Контрольные вопросы и задания
1. Поясните, как связаны между собой диагностическая гипотеза и психодиагностическая модель.
2. Раскройте особенности каждой психодиагностической модели.
3. Определите задачи обследования во всех типах моделей. Покажите их отличия.
4. В чем заключаются принципиальные содержательные отличия заключений во всех типах моделей?
Рекомендуемая литература
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.
ВассерманЛ. И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство. — СПб., 1997.
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М., 2003.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969. Психолого-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб., 1999.
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М.М. Семаго. — М., 1999.
Семья в психологической консультации / Под ред. A.А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.
Симерницкая Э. Г. и др. Адаптированный вариант нейропсихологической методики А.Р. Лурия применительно к детскому возрасту. — М., 1985.
Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В.Семе-нович. — М., 1988.
Цееткова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 1998.
Приложения