Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения транспортных средств носит преступный характер в случае причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека, а также причинения крупного ущерба. Закон различает эти преступления по видам транспортных средств: если нарушение относится к правилам безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, то ответственность наступает по ст. 263 УК РФ, если механического транспортного средства (автомобиля, трамвая, троллейбуса и др.) — по ст. 264 УК.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба.
По характеру механизма все ДТП подразделяются на: наезд, столкновение, опрокидывание транспортного средства и т. п.
Большинство ДТП — это аварии (столкновение транспортных средств, их опрокидывание, падение, взрыв, пожар на транспортном средстве). Аварию, связанную с большим количеством жертв, значительными разрушениями техники, дорожных и иных сооружений и пр., именуют катастрофой; другими видами ДТП являются: наезд (на пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт и пр.), выпадение пассажира из транспортного средства, получение им травмы при входе и выходе из транспортного средства на ходу и пр.
Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжко-то или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба). Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, ответственность может наступить в гражданском порядке. Крупный размер определяется судом исходя из характера причиненного материального ущерба.
Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов транспортного средства. "Поэтому, если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует".
С субъективной стороныпреступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против личности, имущества или диверсию.
При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства:
а) является ли данное происшествие ДТП;
б) время и место происшествия, его последствия;
в) имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;
г) характер и размер причиненного материального ущерба;
д) какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;
е) по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;
ж) какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;
з) имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;
и) не несут ли ответственности за ДТП работники автопарка, гаража или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного транспортного средства, водителя с признаками переутомления, больного и др.);
к) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;
л) не имела ли места инсценировка ДТП.