Характеристика понятия «методология» в соц пед. Методы соц-пед исследования
В переводе с греческого термин «методология» означает «путь познания». Методология— это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет способы достижения и
построения какого-либо определенного знания. В современных работах методология социальной психологи рассматривается как трехуровневая система. Первый уровень — общая методология, некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. Методология этого уровня формулирует общие принципы, которые осознанно или бессознательно применяются в социопсихологических исследованиях. Это антропоцентристский подход. Он означает, что для социальной психологии принципиально важен вопрос о соотношении общества и личности. Для понимания общей методологии отметим, что философские принципы обычно не применяются в исследованиях каждой науки (в том числе, естественно, и социальной психологии) непосредственно. Они преломляются в ней через принципы специальной методологии.
Второй уровень — частная, или специальная, методология. Она представляет собой совокупность методологических принципов, которые используются уже в конкретной области знания, применительно к специфическому объекту исследования, более узкой сфере знания. Социальной психологии специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов психологии и социологии. Специфические принципы, присущие обеим, дисциплинам, как бы трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования, определяют исследовательскую стратегию. В своей работе «Социальная психология» Г.М. Андреева раскрывает соотношение общей и частной
(специальной) методологии на примере принципа деятельности — одного из основополагающих принципов социальной психологии в марксистской интерпретации.
Наконец, третий уровень — методология как совокупность конкретных приемов. Обычно это называют термином «методика». Важная особенность таких приемов состоит в том, что они могут быть (и обычно являются) относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
Под методами исследования понимают способы решения исследовательских задач. Методика исследования — это совокупность методов, приемов, специальных заданий целесообразной организации научного исследования.
Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:
- непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).
- Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;
- Открытое наблюдение - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);
- Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение пед. этики).
- Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный пед процесс от начала до конца;
- Дискретное (прерывистое наблюдение – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.
- Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;
- Узкоспециальное наблюдение вычленяет из то пед. явление, которое наиболее важное в научном поиске.
Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят еще и тесты, оценочные шкалы).
Это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются); закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой.
БЕСЕДА может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения.
ИНТЕРВЬЮ – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.
АНКЕТИРОВАНИЕ нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. (например, модель предполагаемого поведения