Исследование коммуникативной сферы
· Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 2). Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Важно помнить, что данные параметры можно понимать двояко: с одной стороны, как потребность в общении, потребность занимать лидерскую позицию; с другой стороны, как опыт и навыки в сфере взаимодействия и руководства другими людьми. Первый параметр ближе к типологическим, второй же – в большей степени к умениям. Данный опросник предназначен для испытуемых начиная с подросткового возраста.
· Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (СПА). Русифицированный вариант адаптации методики выполнен Т.В. Снегиревой (Снегирева Т.В., 1987). Методика предназначена для изучения критериев социально-психологической адаптированности личности (личностной зрелости), в частности – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними и другие. Методика позволяет исследовать также критерии дезадаптированности личности.
· Опросник личностный Т. Лири. Разработанв 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливена (1953). Теоретический подход Г. Салливена к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия.
Сводная таблица диагностического минимума
Методика | Диагностическая направленность, шкалы | Сведения о надежности, валидности, достоверности. | Выявляемые проблемы | Выявляемые ресурсные возможности | |
Исследование регуляторно-волевой сферы личности | |||||
Методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной | Исследует ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере уч-ся: • широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), • узколичностные (благополучия и престижа), • учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), • мотивы избегания неприятностей. | Методика подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность. (Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004) | Позволяет определить качественную характеристики мотивации школьников, выявить учащихся с доминированием внешних мотивов учения (престижа, избегания неудач). | Помогает школьникам осознать собственные мотивы в учении (развивающая функция). | |
Тест-опросник измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш.Магомед-Эминова) | Диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности – стремления к успеху и избегания неудачи. | Данных о валидности и надежности теста найдено не было. Но многолетний опыт применения теста-опросника практическими психологами свидетельствует об его эффективности. | Позволяет выявить доминирующий мотив. | Определяет выраженность потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. | |
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой | Диагностика степени сформированности индивидуальной саморегуляции. Шкалы: «Планирование», «Моделирование», «Программирование», «Оценивание результатов», «Гибкость», «Самостоятельность», «Общий уровень саморегуляции» | Дискриминативная надежность утверждений ССПМ (N=450; r=0, 241-0,757 при p≤0,01) по алгоритму четырехклеточной корреляции (Шмелев, Похилько, 1985), ретестовая надежность с временным интервалом в три месяца (N=102; r=0, 583 – 0, 780 при р≤0,0005). (В.И. Моросанова Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. – М.: Когнито-Центр, 2004) | Позволяет построить подробную схему индивидуального профиля саморегуляции, описания индивидуально-психологического профиля и соответствующих им психологических характеристик для преодоления ограничений эффективности достижения поставленной цели, выполнения различных видов деятельности. | Дает возможности компенсирования слабых сторон характера подростка средствами осознанной саморегуляции | |
Методика «Ценностные ориентации» Рокича | Изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Классы ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (ценности-цели и ценности-средства). | Ретестовая надежность адаптированного А. Гоштаусом, А. А. Семеновым и В.А. Ядовым варианта методики М. Рокича на русском языке по коэффициенту Спирмена с интервалом в две недели составляет: • для терминальных ценностей — 0,82; • для инструментальных — 0,79. | Позволяет определить несформированность отдельных компонентов ценностно-мотивационной сферы, наличие и содержание ценностно-смысловых конфликтов и вакуумов. | Позволяет выявить индивидуальную закономерность субъективного структурирования системы ценностных ориентации (этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других) как ресурсные возможности развития способностей. | |
Характерологический тест (Айзенк в модификации Т.В. Матолиной) | Изучение характерологических особенностей Шкалы: «эксграверсии-интроверсии», «Нейротизм-стабильность». | Хотя данных о валидности и надежности теста найдено не было, известно, что в основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард Айзенк, Личко др.). | Позволяет выявить индивидуально-типологические особенности личности, связанные с уровнем сформированности и развития саморегуляции (в учебной ситуации, ситуации соревнования, во взаимоотношениях). | Позволяет установить индивидуальные стратеги регулирования поведения (в учебной ситуации, ситуации соревнования, во взаимоотношениях). | |
Метод наблюдения для оценки волевых качеств | Оценка уровня сформированности качеств: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициативность | Позволяет определить несформированность отдельных компонентов волевой сферы. | Позволяет определить выраженность отдельных компонентов волевой сферы как ресурсных возможности развития и реализации способностей. | ||
Исследование аффективно-эмоциональной сферы личности | |||||
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова | Диагностика свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента. | Личностный вопросник по классификации Q-L-T относится к Q-данным.Надежность ретестовая = 0,6-0,8.Внутренняя согласованность (альфа - кромбоха) – 0,7-0,9.Кросс – культурная валидность (США и Россия) – на студентах университета. Нормы – медиальные нормы (среднее и стандартное отклонение). (Русалов В. М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. М., 2004) | Позволяет выявить индивидуально-типологические особенности личности, связанные с уровнем сформированности и развития аффективно-эмоциональной сферы | Позволяет установить индивидуальные стратеги регулирования аффективно-эмоциональных состояний | |
Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси | Измерение самооценки методом ранжирования представлений «Я идеальное», «Я реальное». Шкалы: уровень самооценки, адекватность самооценки. | Хотя данных о валидности и надежности теста найдено не было, известно, что это один из наиболее часто используемых в психологической практике тестов, позволяющий провести количественное исследование самооценки личности. | Позволяет выявить уровень самооценки, который выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. | Позволяет определить область «разрыва» между сопоставлением образов Я реальное и Я идеальное как причины неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений | |
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) | Диагностика уровня тревожности подростка в ситуации (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека) | Методика представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д.Спилбергером в 1966-1973 гг. Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю.Л.Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности. | Позволяет выявить высокую реактивную тревожность в определенные периоды обучения, высокую личностную тревожность, связанную с наличием невротического конфликта, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. | Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. | |
Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение) | Тест предназначен для оперативной оценки функционального психоэмоционального состояния: самочувствия, активности и настроения. | Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизио-логических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Стандартизация методики проведена на материале обследования выборки 300 студентов. | Позволяет выявить психоэмоциональную реакцию на интенсивную учебную нагрузку, проследить тенденцию к нарастанию состояния усталости по соотношению между показателями (С, А, Н) за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением, выявить индивидуальные особенности и биологические ритмы психофизиологических функций. | Позволяет диагностировать оптимальное психоэмоциональное состояние (в ситуации интенсивной учебной загрузки). | |
Исследование коммуникативной сферы личности | |||||
Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 2) | Выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). | Информации по психометрике данного теста найдено не было. Тест, на протяжении многолетней практики, зарекомендовал себя положительно и широко применяется в деятельности практических психологов. | Позволяет выявить уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей | Позволяет выявить несформированность проявлений коммуникативных и организаторских склонностей как причины низкой успешности обучающегося в учебном коллективе. | |
Методика диагностики социально-психологи-ческой адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (СПА) | Изучение уровня сформированности социально-психологической адаптации личности. Интегральные показатели: «Адаптация», «Принятие других», «Интернальность», «Самопринятие», «Эмоциональная комфортность», «Стремление к доминированию» | Обнаружить какие-либо более подробные данные, связанные с различными психодиагностическими аспектами методики (авторская концепция адаптации, психометрические параметры и др.) не удалось. Тест, на протяжении многолетней практики, зарекомендовал себя положительно и широко применяется в деятельности практических психологов. | Позволяет выявить качественные характеристику причин дезадаптированности личности подростка. | Позволяет определить стратегии компенсации дезадаптации обучающегося в учебном коллективе. | |
Диагностика межличностных отношений (Опросник личностный Т. Лири В варианте Л.Н.Собчик) | Направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Позволяет определить тот или иной вариант межличностных отношений: 1. Властный-лидирующий; 2.Независимый-доминирующий; 3.Прямолинейный-агрессивный; 4.Недоверчивый-скептический; 5. Покорный-застенчивый; 6. Зависимый-послушный; 7.Сотрудничающий-конвенциальный; 8.Ответственный-великодушный. | Тест проходил проверку на конструктную валидность путем сопоставления с данными обследования по (MMPI). Имеются данные о наличии связи факторов рассматриваемого теста с некоторыми показателями «Шестнадцати личностных факторов» опросника. Исследование факторной валидности показало, что исследуемые показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность-подчиненность» и «дружественность-враждебность». Ретестовая надежность (интервал ретеста - 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я», имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» - от 0,16 до 0,66. | Опросник позволяет четко структурировать сложившуюся картину межличностных отношений; выявить реального лидера группы; определить степень сплоченности коллектива. | Позволяет определить зону конфликта и понять причины его возникновения. Это позволяет корректно влиять на микроклимат группы. | |