Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально – культурной сферы

Коммуникативное общение - это первичный социальный процесс. Коммуникация не «обслуживает» какую-то другую деятельность, она не рассматривается как средство для выполнения других задач или как второстепенный процесс, протекающий на фоне другого, более важного действия. Коммуникация - это процесс взаимодействия его участников, направленный на передачу эмоционального и интеллектуального содержания, на изменение деятельности коммуникантов в определенном порядке. Общение рассматривается как своеобразная форма деятельности, как ее определенная сторона, как ее дериват.

В последние годы обучение коммуникативному общению приобрело большое значение, поскольку от эффективности взаимодействия коммуникантов, от умения партнеров правильно организовать и построить диалог во многом зависит успешность проведения переговоров, в деловой практике менеджера заключение сделок, соглашений и договоров.. Термин конверсационный восходит к латинскому conversatio, что означает общение. Необходимость включения в курс деловая коммуникация раздела конверсационного анализа обусловлена необходимостью углубить и расширить познания в области технологии проведения деловых переговоров, в том числе переговоров о купле-продаже; деловых совещаний; деловой полемики, собеседований при приеме на работу и увольнении с работы, технологий проведения телефонных бесед и деловой корреспонденции и т.п.

Как уже отмечалось ранее, коммуникативное общение условно можно поделить на две большие сферы: бытовое, повседневное, непринужденное общение и деловое общение, в сферу которого входит и профессиональное, подверженное более или менее строгим нормам и ритуалам.

В качестве основы разновидностей делового общения в современной жизни выделяются: познавательная; убеждающая, или аргументативная; экспрессивная; социально-ритуальная коммуникации Главной целью познавательной коммуникации является передача содержания или информации. Основной вопрос в такой беседе - что говорит коммуникант. Говорящий в диалогах познавательного характера может использовать такие вводные реплики как: «Вы конечно уже слышали, в курсе, что...»; «Вы уже знаете, что ...»; «Вас уже проинформировали о том, что...»; «Мне поручено проинформировать Вас о том, что...» и т.п.

Аргументативная, или убеждающая, коммуникация характеризуется оказанием влияния на собеседника. Ее цель - изменить, трансформировать, модифицировать «картину мира» коммуниканта, которая является лишь частью объективной картины ситуации и представляет собой знания, убеждения, веру, эмоциональное и интеллектуальное состояние коммуниканта. Эффективность убеждения, удача или неудача его как интенционального хода отражается в ответной реакции реципиента неречевым действием (или несовершением действия). Выбор средств речевого воздействия детерминируется в определенной степени характеристиками коммуникативного акта, а также той логической структурой, которую выбирает адресант.

Функция экспрессивной коммуникации - выражение и передача чувств, оценок, взглядов, установок коммуникантов. Для такого общения характерно использование междометий, поскольку не всегда можно достаточно адекватно выразить чувства и состояния, духовные и психологические потребности, отношения к вещам, ситуациям, явлениям, поступкам личности. Для выражения основной положительной эмоции - радости, используются такие речевые клише, как: Чудесно! Прекрасно! Великолепно! Замечательно! Потрясающе! Отлично! Вот это класс! Просто превосходно! и др. Для выражения удивления: В самом деле? Правда? Неужели? Не может быть! Как же так? и др. Для выражения возмущения, гнева: Это возмутительно, неслыханно! Ну, это уж слишком, чересчур! Ну, хватит! Все -баста! С меня довольно! и т.п.

Социально-ритуальная коммуникация направлена на поддержание норм и обычаев социально-культурного поведения, например, знакомства, поздравления, соболезнования, гостеприимства, установление контакта, прощания, благодарности, извинения и т.п. Речевые действия в таких коммуникативных актах относят к контактивным. Как следует из названия, этот вид комуникации наиболее ритуализован. Существуют дискурсивные стандарты социально-ритуальных действий в менталитете и язьже каждой национальности.

Следует отметить, что перечисленные типы коммуникативного общения редко встречаются в чистом виде, они могут, и, как правило, сочетают в себе элементы других коммуникативных разновидностей. Ярким примером познавательной коммуникации служат лекции, выступления перед аудиторией, передача новостей по телевидению и радио. Убеждающая, или аргументативная, коммуникация сопровождается зачастую изложением каких-либо фактов, событий. Все виды общения сочетаются с несловесной или невербальной коммуникацией, куда входят интонация, мимика, жесты, ходы, регламентирующие общение, а также дистанция, организация пространства общения и т.п. План выражения невербального компонента представлен фонацией, кинесикой и проксемикой. Под фонацией понимают такие характеристики, как сила голоса, его громкость, тембр, ритм и темп речи, высота тона, дикции, а также отдельные аспекты интонации. Фонетические средства участвуют в формировании коммуникативной направленности высказывания, помогают выделить его информационный фокус, передают эмоциональное состояние говорящего, уточняют тип речевого акта.

Выражение лица, мимика, жестикуляция, визуальная коммуникация (движение глаз, взгляды) относят к кинесике. Названные средства также несут большую информационную нагрузку, зачастую не меньшую, чем вербальное сообщение. Функции кинесических средств могут иметь дейктический и контактно-регулирующий характер. С помощью взгляда (пристального, упорного, настойчивого) регулируется участие в коммуникативном обмене информацией. Встреча глазами в начале беседы символизирует установление взаимного контакта. Взгляд может обозначать восхищение, зависть, мольбу, страх, недоверие, презрение и т.п. Движение головы также придает дополнительные смысловые оттенки говорящего и слушающего. Позы и жесты достаточно хорошо описаны в работах А. Пиза.

Под понятие проксемики подводят «расстояние между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления», «тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывания адресата по плечу и т.д.)» [2, с. 25]. Расстояние между говорящими, например, в Азии, значительно больше, чем между говорящими европейцами. Однако увеличение дистанции в данном случае не следует расценивать как холодное, безличностное отношение к партнеру, поскольку зоны общения между азиатами определяются поклонами, а не пожатием руки. К невербальной сфере общения относятся также силенциальные акты (коммуникативно значимые акты молчания) и опциональные компоненты (действия коммуникантов, сопровождающие речь).

В последние годы в понятие «коммуникативное общение» включают также «означающее» бытовое поведение — совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию, и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей Коммуникативное поведение индивидуумов представляет собой реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной лингвокультурной общности.

Организация досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы

Социально-культурная сфера - главная сфера общения. В другой сфере, например, на работе, общение, как правило, жестко регламентировано. Именно в социально-культурной сфере личность имеет возможность действовать в своих собственных интересах, тогда как в сфере профессиональной деятельности она служит интересам всего общества и нередко государства, а в бытовой сфере - кроме того, и обеспечивает свое биологическое существование. Конечно, для многих людей эти сферы сливаются, работа и отдых воспринимаются такими субъектами как деятельность в одном и том же русле, но таких счастливчиков не так много. Поэтому личность использует досуг как средство доступа к тем ценностям, которые невозможно получить в процессе труда.

В социально-культурной сфере обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Досуговая деятельность в гораздо большей степени, нежели профессиональная, выявляет иерархию ценностей субъекта, его отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Поэтому работники клубов и других досуговых учреждений должны сами иметь развернутые и прочувствованные представления об основных экзистенциальных проблемах. Только в этом случае они будут способствовать осознанию ценности жизни у субъектов досуговой деятельности, особенно подростков и молодежи.

В теории социально-культурной деятельности рассматриваются такие формы межличностного общения, как повседневное, игровое, творческое, интимно-дружеское и т.д. Изучаются специфика общения ^детей, подростков, молодежи, людей среднего и пожилого возраста; технологии общения в различных социально-культурных условиях (клубы и Дома культуры, посиделки, салоны и гостиные, клубные кафе, театры-клубы, подростковые клубы и клубы молодежи, семейные вечера и клубы ветеранов и т.п.); технологии организации деятельности и общения людей при проведении различных мероприятий.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение может быть непосредственным и опосредованным (когда чел-ка не видим). Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Опосредованное происходит в ситуациях, когда индивиды удалены друг от друга.

Массовое общение: прямое (митинги, собрания, демонстрации), опосредованное (СМИ, носит односторонний характер).

Так же существует квазиобщение (мнимое общение, в Интернете или играх).

Общение бывает вербальным и невербальным.

Вербальное – процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Коммуникативный процесс вербального общения дополняется средствами невербального общения.

Невербальное общение – это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Невербальные средства общения: походка, мимика, жесты,поза

Средства невербального общения в числе других средств используются для формирования имиджа человека. Широко применяется невербальное общение во время тренингов разного рода. Закономерности и многочисленные возможности невербального общения изучает наука кинесика.

Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результат. Деловое общение часто посвящено сложным и сухим проблемам. Восприятие таких тем затруднено, так как задействовано только логическое мышление. Добавление живых примеров иллюстрирует материал, делая его живым и легко запоминающимся. Эмоциональное воздействие и образное представление материала включают дополнительные каналы коммуникации, которые являются более древними и надежными, чем каналы передачи чисто логической информации.

Общение – двусторонний процесс, в котором восприятие чужих идей занимает в полтора раза больше времени, чем изложение своих. Поэтому умение слушать и подтверждать партнеру понимание его идей критично для установления взаимопонимания.

Наши рекомендации