Мелодическая и интонационная основа.
Форма произведения и его структурные особенности.
Композитор для своего произведения использовал часто встречающую в его произведениях куплетно-вариантную форму - форму, в которой каждый куплет представляет вариант первого. В форме этого произведения, в первую очередь варьируется, именно вокальная мелодия. В следующих за первым куплетам вариантов меняется интервальный рисунок мелодии, происходят тонально-гармонические изменения при сохранении метроритмической основы. Но структура (период) сохраняется при её сокращении и расширении. Самое главное все куплеты варианта сох роняют образное и жанровое единство. Таким образам, схема формы выглядит так: А + А1 + А2 + А3 + А4
(куплет) (варианты...)
И в тоже время в этой куплетно-вариантной форме проявляется и форма второго плана - простая трёхчастная репризная форма, которая скрепляет куплетную форму в единое целое:
А + А1 + АI - простая трёхчастная однотомная.
(1-9тт.)(10-28тт.)(29-40тт.)
Первая часть - А (1-9тт.) - период. Показывает картинку уходящего лета. Состоит из двух предложений. Первое предложение (а) строится по принципу суммирования (1+1+2), проводится в тональности соль диез минор. Второе предложение (аI) - суммирование с расширением (1+1+1+2), возникает политанальность соль диез минор в мелодии и си мажор в других голосах.
Вторая часть - А1 (10-28тт.) - период. Основная тема здесь проходит в мажоре, на тональном органном пункте. Состоит из двух предложений по четыре такта, второе предложение расширяется за счёт развития. Трижды повторяется один текст с разной гармонией: квинты сменяются тритонами, квартами ре диез минора, умVII до диез минора.
Третья часть - АI (29-40тт.) - варьированная реприза. Состоит из двух предложений. Первое предложение строится по принципу суммирования. Затакт ко второй фразе готовит кульминацию. Второе предложение - кульминация всего произведения, она отмечена динамически - f, акцентам, октавным затактом, яркой мажорной гармонией VI ступени.
Жанровая основа произведения – баркарола. Баркарола (итал. Barcarola, от barco - лодка) – первоначально песня венецианских гондольеров. Музыкальный размер 6/8 (либо другой трёхдольный). Движение мелодии мягкое, «колеблющееся», ритмический рисунок сопровождения монотонный, лад минорный, характер лирический - всё это нашло отражение в данном произведении. Характер его лирический с оттенком меланхолии или лёгкой мечтательности.
Ладовая и тональная основа.
Основная тональность gis-moll – H-dur. Параллельный минора-мажор с преобладанием gis-mooll. Объединяющим звеном двух ладов, служит общая тоника – тоника с секстой си мажор, которая равна тоническому секстаккорду соль минора.
Натуральному минорному ладу присуще несколько архаичное звучание. Помимо основной тональной опоры, в произведении можно выделить ряд отклонений 14т. fis-moll с последующим возращением в gis-moll. В 18т. отклонение dis-moll. В 20т. - cis-moll.
Мелодическая и интонационная основа.
Мелодия на протяжении всего произведения проходит в партии первых сопрано. Интанационно проста, преимущественно диатоническая. Мелодия всего произведения вырастает из первой интонации, которая затем проходит в разном ладотональном освещении. В ней, как и в гармонии избегается вводнотоновость, седьмая натуральная, что даёт возможность частых ладовых отклонений и модуляций. Пропуск седьмой повышенной ступени своеобразно окрашивает и мелодию, и гармонию, образуя соль диез - эолийский. Хроматика вводится как средство усиления экспрессии в кульминации. Она лёгкая, изящная, волнующая, включает много волн развития (баркаролы). Ритм однообразен. Свиридов бережно отнёсся к слову использовав мелодический речитатив. В произведении не встречаются распевы. В мелодии много секстовых ходов, но без распева текста. В хоре очень тонко выписаны многообразия движений души влюблённого героя: трепет, лирика, нежность, молитвенность, восторженность и др.