Исследовательская составляющая
Выполнить задания: 1. Разработка программы конкретного социально-психологического исследования (по актуальной проблеме социально-личностного плана, характерной для периода обучения и предложенной преподавателем). Подготовка инструментария исследования, в вариантах: а) применительно к непосредственной б) применительно к опосредованной формам общения. 2. Выработка критериев социометрического измерения в группе (по избранной проблеме, актуальной на групповом уровне). Подготовка инструментария для социометрического обследования. 3. Разработка методик формирования психологической готовности респондентов к обследованию. 4. Проведение исследований и измерений с респондентами (массив – учебная группа). 5. Доклад, анализ и экспертиза исследований.
3. Тренинги. Аутотренинг. Отработка и апробация приемов самовоспитания и формирования устойчивости в процессе общения, в том числе в установленных формах, ситуативном общении, с учетом воздействия форс-мажорных обстоятельств. Приемы вербальности, невербальности, перцепции, интеракций.
Примечание. Конкретизация предметной составляющей исследований, уточнение алгоритма и позиций, формирование рабочих групп и подготовка инструментария осуществляется в ходе подготовки к занятию и консультативных согласований, в том числе с преподавателем.
Литература для подготовки.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
Рабочая книга социолога. Изд.5-е. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 2009 .
Вопросы для повторения
1. Основы, предмет, методы психологии общения как учебной дисциплины.
2. Течения, школы и опыт социально-психологического знания.
3. Общение в психологии, его понимание, структура, составляющие.
4. Деятельность в психологии общения, ее структура, содержание, свойства.
5. Эмпирические методы исследований в психологии общения.
6. Теоретические методы исследований в психологии общения.
7. Гештальпсихология и проблема целостного восприятия социальной действительности.
8. Когнитивность в общении.
9. Перцепция. Перцептивная составляющая общения.
10. Коммуникация. Коммуникативная составляющая общения.
11. Интерактивная составляющая общения.
12. Типология общения, его уровни и формы.
13. Императивное общение и его особенности.
14. Манипулятивное общение и его особенности.
15. Диалогическое общение и его особенности.
16. Вербальное общение и его составляющие.
17. Ретиальное общение и его особенности.
18. Аксиальное общение и его особенности.
19. Невербальное общение и его составляющие.
20. Кинесика в невербальном общении.
21. Такесика в невербальном общении.
22. Проксемика в невербальном общении.
23. Роли и ролевые ожидания в общении.
24. Виды социальных взаимодействий.
25. Механизмы взаимопонимания в общении.
26. Техника и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения
27. Статусно-ролевое и индивидуально-личностное общение.
28. Способы и приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
29. Проблемы референтности общения в группе.
30. Межличностное влияние и воздействие.
31. Подражание и заражение в межличностном и групповом общении.
32. Групповая идентификация и субкультура группы, их воздействие.
33. Проблема языка, средств коммуникации в общении.
34. Интерактивное общение.
35. Эмпатия и ее формирование в процессе общения.
36. Деловое общение, его психологические составляющие и формы.
37. Деловая беседа, ее организация, ведение, эффективность.
38. Совещание как форма общения.
39. Публичное выступление как форма общения.
40. Доверительные способы и формы общения.
41. Конфликтное и неконфликтное общение.
42. Конфликт, его основы, структура, динамика.
43. Эскалация конфликта, его развитие и разрешение.
44. Основы, воздействующие факторы и проявления конфликтности индивида
45. Экспертиза и исследование личностных и групповых конфликтов.
46. Переговоры в общении, их функции и роль.
47. Переговорный процесс и взаимодействие сторон.
48. Общение и право. Проблема ответственности.
49. Нормативно-правовое регулирование общения.
50. Технологии эффективного воздействия в общении
51. Программирование психики (кодирование) и его слагаемые.
52. Управление поведением: понимание, составляющие, алгоритм.
53. Подражание и заражение в управлении поведении.
54. Понятие нейролингвистического программирования (НЛП) и его содержание.
55. Речевое воздействие и речевые стратегии в НЛП.
56. Психологическое воздействие и противодействие в НЛП.
57. Приемы когнитивного плана в НЛП.
58. Имиджмейкерство, его основы, составляющие и факторы эффективности.
59. Система «Паблик Рилейшнз» ( PR): сущность, составляющие, формирование.
60. Имидж и модели поведения в общении.
61. Стиль поведения и воздействия, его разновидности и особенности.
62. Основные стили общения и их особенности.
63. Этика отношений и взаимодействия и деловой этикет.
64. Лидерство в общении. Формы лидерства.
65. Культура общения и взаимодействия.
66. Исследования в общении.
67. Социометрия в исследовании общения.
68. Тестирование в исследовании общения и его участников.
69. Тренинги и их использование в исследовании общения и его эффективности.
70. Технологии, приемы и способы проведения социально-психологических исследований.
Литература
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
Рабочая книга социолога. Изд.5-е. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 2009 .