Предметно-тематический тип оформления
В литературе, посвященной книжному оформлению, обычно указываются четыре типа оформления обложки: шрифтовой, орнаментальный, символический и сюжетно-тематический.
Позволю себе выделить еще один тип оформления — предметный. К нему можно отнести оформление книг на обложках, титульных листах, форзацах и прочих элементах, на которых изображен какойлибо объект, несущий информацию о теме книги. Чаще всего такой рисунок играет второстепенную роль, иллюстрируя название, но иногда изображение объекта становится основным, ведущим элементом композиции.
Что же представляет собой этот предметный рисунок, какова его природа и характерные особенности?
В большинстве случаев изображения такого типа не причисляют к художественным образам. Объясняется это тем, что даже лучшие образцы предметнопознавательных изображений не воздействуют на зрителя эмоционально, а дают лишь наглядную информацию. Однако это не дает права отрицать, что предметные изображения познавательного характера относятся к категории художественных изображений.
Создавая полноценное изображение такого типа, дизайнер должен понимать, как художественными методами построить на плоскости трехмерное пространство, уметь конструктивно мыслить, изображая предмет, творчески относиться к композиции и декоративности изображения, чувствовать ритм, масштабы, цветовые гармонии и т.д. Таким образом, налицо художественное отражение действительности, но в большинстве случаев не сложное, как в картине или в сюжетной иллюстрации, а упрощенное. Будучи главным инструментом тематической связи с произведением, предметно-тематическое изображение может иметь различную степень обобщения, быть по-разному построенным, решенным с использованием различных художественных материалов. Решающим фактором, от которого зависит характер предметно-тематического изображения на обложке, суперобложке или форзаце, почти всегда является мера наглядности и достоверности изображения, зависящая от характера издания. Особенно часто предметно-тематические изображения применяются для оформления изданий познавательной литературы: научных и тематических изданий, справочников, определителей, учебников, книг по искусству и т.д. В этом случае изображение строится на принципах точного научного изложения, мера обобщения здесь невелика, ясно выражено стремление к объективному показу факта, к документальности. Поэтому в оформлении научной литературы широко используются фотографии, а декоративность обычно достигается с помощью фона, шрифта и т.п.
Оформление — В.Дурова, 1990
В предметно-тематическом типе оформления других видов изданий характер изображения меняется. Так, в научно-популярной книге, особенно в детской, учитывается специфика детского и юношеского восприятия. Поэтому «доза информации» о предметных качествах здесь обычно значительно меньше, чем в научной книге, и форма ее передачи иная.
В зависимости от особенностей образного восприятия читателей, предметнотематическое изображение может упрощаться — предмет освобождается от деталей или приобретает черты, делающие его более декоративным и интересным. Часто изображения такого типа соединяются в сложные композиции, благодаря чему они становятся более содержательными. Такие изображения близки к сюжетно-тематическим образным решениям, применяемым, как правило, при оформлении изданий художественной литературы. Однако в этом нет ничего странного — «перетекание» одной образной характеристики в другую есть следствие их общей художественной природы.
При всех достоинствах предметно-тематической формы выражения она может привести к пассивному, натуралистическому решению. Это происходит чаще всего тогда, когда дизайнер, не вдумываясь в содержание, не выделяя существенных моментов, идет формально по пути «иллюстрирования» темы, причем раскрывает ее поверхностно, иногда прямо отталкиваясь от названия книги. Примеров подобного рода, к сожалению, более чем достаточно, причем чаще всего они встречаются в художественной литературе.
Вспоминается один из курьезов, когда в одном из изданий пьесы А.Н.Островского «Гроза» на суперобложку был помещен рисунок, изображающий грозу как атмосферное явление, — что не только не дало ключа к пониманию произведения, но совершенно исказило представление о нем. Причина неудачного оформления этой книги — желание отразить буквальное образное выражение названия, что в данном случае, конечно, неправильно.