Проблема воспитания детей и подростков, адекватно воспринимающих физические, физиологические и психологические особенности
Школьники – социально-демографическая группа, занимающая специфическое место в современном обществе. Представители этой группы за время обучения в школе проходят через стадии социализации, формирования личности, подготовки к взрослой жизни. Именно в стенах школы зарождаются ориентации на здоровье как ценность, воспитывается потребность в физкультурно-спортивных занятиях, появляется устойчивая привычка к ним - и все это при определенных условиях может сохраниться на всю жизнь.
В школьные годы происходят наиболее существенные перемены в умственном, нравственном и физическом становлении ребенка, происходит его развитие. Развитие представляет собой процесс количественных и качественных изменений во всех сферах личности: в психической, физиологической; в познавательной и творческой деятельности; в формировании мировоззрения и нравственности. В процессе усвоения детьми социального опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, развиваются способности, формируется личность. Следовательно, имея в виду развитие, следует иметь ввиду, прежде всего, стремление личности к достижению конкретных результатов в формировании и становлении личности.
Компенсация, как межсистемный процесс, обусловлена преимущественно участием в ликвидации развивающейся патологии одной структуры, функционально связанными со структурами других систем. В этом случае другая система, за счет образования новых временных связей, может обеспечивать сохранение функции, которую первично призвана выполнять повреждаемая патологическим процессом система.
Следует отметить, что все пути компенсации реализуются параллельно, но вес участия каждого из них на разных этапах развития патологии различен. На начальных этапах большая доля компенсации осуществляется благодаря внутриструктурным процессам, при усилении патологии большую значимость приобретает внутрисистемная компенсация, затем межсистемная. Например, нарушение зрения приводит к резкому ограничению информации. Зрительная депривация (лишение зрительного опыта) у детей приводит к тяжелым последствиям, никогда не наблюдаемым у взрослых. Но, если у ребенка был некоторый зрительный опыт, то его дублирующая система (например, слух, кожная чувствительность) обеспечивает компенсацию. Чем более целенаправленнее мы будем обеспечивать механизмы компенсации, тем успешнее происходит адаптация ребенка к полноценной жизни. Способы компенсации нарушений в нервной системе строятся на знании основных принципов их функционирования, что позволяет выбирать тактику ведения больного, подбирать методики, способствующие развитию компенсаторных процессов.
Неправильно понимать здоровье как «состояние» и, тем более, как «состояние полного благополучия». В определении здоровья, данном ВОЗ, кроется даже некоторый вред: если считать здоровье состоянием, это значит согласиться с тем, как мало оно от нас зависит, определяется только окружающей средой, нашей наследственностью, тем, «что от роду положено» — неподвластными нам вещами, а не жизненными позициями и усилиями человека.
Кроме того, «состояние полного благополучия» ведет к снижению напряжения организма и его систем, к падению сопротивляемости. Умение сохранить себя в неблагополучной среде — это и есть здоровье. Непременное условие здоровья — активная деятельность по устранению неблагополучия, неудовлетворенности, недостигнутых желаний. Стремление к самосовершенствованию, сопротивление злу, поддержка и сотворение добра – неотъемлемые предпосылки здоровья тела и духа.
Хотя в какой-то степени и среда, и наследственность, и случайности влияют на здоровье, мы не должны замыкаться на них. А опереться необходимо на свою способность преодолеть это предопределенное заранее состояние организма и среды. И эта способность поможет нам справиться с тем, что казалось неподвластным.
Образ жизни
Состояние здоровья во многом определяется образом жизни человека. Под ним большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических культурных условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.
Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.
Ю.П. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социологическую - качество жизни, социально-психологическую - стиль жизни и социально-экономическую - уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.
Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.
Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.
Во второй половине столетия произошли очень глубокие изменения в самой патологии. Инфекционные болезни составляют теперь всего 10% от общей заболеваемости, а неинфекционные болезни, функциональные расстройства психики, хронический алкоголизм и наркомания — 35%. Из многих сотен известных болезней всего лишь десять стали причиной смерти каждых 85 из 100 лиц в среднем и пожилом возрасте. Главные из них: ожирение, гипертоническая болезнь, метаболическая иммунодепрессия, атеросклероз, аутоиммунные болезни, психическая депрессия.
Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей стране, как показывает Казин Э.М., 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации.