Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка.
Существует 3 ведущих фактора:
1.Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
В пользу наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца; беспомощность новорожденного, которая может говорить о богатейших возможностях развития.
Наследственность определяется генотипом.
Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде:
А) инф. об историческом прошлом
Б) в генотипе заложена программа индивидуального развития человека
Развитие обеспечивает реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид «хомосапиенс» обладает способностями к прямохождению, речевому общению, универсальности рук.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Количество потенциальных генотипических вариантов 3х1047
Количество живущих людей 7х1047
Среда-это окружающее человека, общественное, материальное и духовные ценности или условия его существования.
Активность-это деятельностное состояние организма как условия его существования.
«Активность-это важнейшая черта всех живых существ».
Ой предмет-развитие. Развитие-это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.
Развитие характеризуется:
Необратимостью
Направленностью (от молодости к старости)
Закономерностью
Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностях организма и предварительно запрограммированных изменений организма.
Рост-процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Созревание, развитие и рост взаимосвязаны следующим образом. Созревание и рост – это изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.
Типы развития: существуют много различных типов.
Выготский различал 2 типа:
1. преформированный – когда в самом начале заданы, закреплены и зафиксированы те стадии, которые организм пройдет при известном конечном результате. например: эмбриональное развитие
Закон Геккеля-онтогенез есть кратное повторение филогенеза.
2. непреформированный тип развития(наиболее распространенный) – развитие галактик, земли, эволюции, общества.
Это путь развития, кот предопределен заранее; дети разных эпох развивается по разному.
Согласно Выготскому процесс психич. развития – это особый процесс, относящийся к непреформированному типу.
Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
Развитие - это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека. Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии .
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития . Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
- обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка;
- обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);
- развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);
- «обучение идет впереди развития (Л.Выготский,.
Выготский: движущей силой психического развития ребенка является деятельность. Поскольку именно в ней впервые возникает структура, которая пройдя путь интериоризации(вращивание знака во внутрь) становится психич.функцией.
Вопрос 14. Культурно-историческая концепция Выготского.