Главная проблема развития ребенка-проблема движущих сил в развитии ребенка.

Существует 3 типа: 1) решающее значение наследственность; 2) среда; 3) теория конвергенции двух факторов.

Исследования выготского, леонтьева, рубинштейна,заложили основы новой теории развития, где рассматривалась среда и наследственность, как необходимые условия ребенка. Было рассмотрено психическое различие развития ребенка и животного. В индивидуальном развитии психики животного, основное значение имеет проявление и накопление 2х форм опыта:1- видового опыта(который передается последующему поколению в виде наследственно-фиксированных, морфно-физиологических свойств НС; 2- Опыта индивидуального- приобретенного отдельной особью, путем приспособления(адаптации) к условиям существования. В отличии от этого развитие ребенка возникает и принимает формирующую роль, еще одна сторона опыта- культурно-социальная.

Среда и наследственность это не только необходимые условия для развития, но движущей силой является активность ребенка и взаимодействие со взрослым.

Одно из главных положений Выготского – учение о высших психических функциях(впф). Впф отличаются от натуральных : по структуре, по функциям, по свойствам, по происхождению.

Впф, т е основаны на использовании культурных средств, знаков или значений.

К знакам относятся (язык, речь, нотная гамма и др.) ВПФ возникают первоначально как форма сотрудничества и лишь в последовательности они становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка. ВПФ опосредованы, осознаны, произвольные, системные.

Законы о развитии ребенка:

Детское развитие имеет сложную организ. во времени.

Закон метомарфоза развитии( развитие- цепь качественных изменений), ребенок не просто маленький взрослый, а это ребенок который обладает качественной психикой.

Закон неравномерности психического развития( каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития).

Закон развития высших психических функций.( возникают первоначально как форма сотрудничества и лишь в последовательности они становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка).

У человека в отличии от животного существует 3 опыта:

Видовой( генетически запрогромированный)

Индивидуальный( в результате научения)

Культурный( социально-исторический)

Социально-культурное развитие предполагает 2 вида наследственности:

Генетический

Социальный.

15) Основные законы развития психических функций. Понятия «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».

1)Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы детского развития.

Развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который все знает и умеет, а он - существо, обладающее качественно отличной психикой 3)закон неравномерности детского развития.

Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития ВПФ

ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, сотрудничества,и лишь в последствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка.

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития-это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания.

Наши рекомендации