Изучение индивидуально-типологических особенностей восприятия с использованием карты предметов А.Бине

Работа 2

Для изучения индивидуальных особенностей восприятия рекомендуется использовать одну из разновидностей методик свободного

описания — карту предметов А.Бине.

Материал: прямоугольная полоса желто-оранжевого картона (33,5 на 40,5 см) к которой прикреплены: пуговица, фотография, сюжетная картинка, монета, почтовая марка.

Примечание: все предметы прикрепляются к карте в случайном порядке. По своему усмотрению экспериментатор может варьировать способ прикрепления. Например, пуговица может быть приклеена или пришита; монетка помещена в специальный кармашек или укреплена при помощи прозрачного пакетика таким образом, чтобы ее можно было рассматривать с разных сторон.

В протоколе эксперимента каждый стимул подробно описывается.

До начала исследования экспериментатор формулирует свои предположения о возможных особенностях восприятия и описания предметов в зависимости от прошлого опыта испытуемого, его возраста или половой принадлежности.

Ход опыта.

Опыт проводится с каждым испытуемым индивидуально. В исследовании принимает участие один испытуемый.

Инструкция: "Сейчас я Вам покажу карту, на которой прикреплены несколько предметов и предоставлю время для ее рассмотрения. Затем я спрошу Вас о том, что вы видели. Рассматривайте молча, можно перемещать и обращаться с картой как угодно".

После этого карта предъявляется на 20-30 секунд.

Экспериментатору необходимо обратить внимание на то, в каком порядке испытуемый рассматривает предметы, сколько времени уделяет каждому из них, какие манипуляции производит с картой.

После этого испытуемый рассказывает то, что он увидел и запомнил, а экспериментатор подробно записывает эти высказывания. На данном этапе экспериментатор должен воздерж­и­ваться от каких-либо вопросов, пояснений и уточнений, добиваясь максимально свободного воспроизведения. Когда испытуемый считает, что он полностью уверен в том, что его рассказ полный и больше он ничего не вспомнит, можно переходить к уточняющим вопросам по каждому предмету.

Примерный перечень вопросов может быть следующим:

1) Заметили ли вы монету? Какого достоинства была эта монета? Была ли видна ее передняя или оборотная сторона? Блестящего или матового она цвета? Сохранилась в хорошем виде или испорчена? и пр.

2) Заметили ли вы пуговку? Какого она цвета? Какой формы? Сплошь ли она из одного цвета? Из какого материала? Сколько в ней дырочек? Как она была прикреплена к картону? и пр.

3) Заметили ли вы картинку? Какого она цвета? Какой она формы? Что на ней изображено? Далее вопросы следуют в зависимости от конкретной картинки по принципу: Кто? Где? Что делают? Зачем? Почему?

4) Заметили ли вы фотографию? Была ли она черно-белая или цветная? Какого размера? ... далее по содержанию.

5) Заметили ли вы марку? Какого она была достоинства? Погашена ли эта марка или нет? Какой страны эта марка?

В ходе беседы обязательно задаются провоцирующие вопросы (типа “А не было ли на фотографии у женщины сережек?” “Не заметили ли вы на картинке фонтана?” и т.п.) и вопросы, на степень уверенности (типа "Вы уверены? Вы точно уверены в этом?"). Важно,чтобы экспериментатор четко представлял себе разницу между этими двумя группами вопросов.

Интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии с предположениями экспериментатора. Информация, получаемая в ходе эксперимента касается в первую очередь особенностей тех признаков предметов, помещенных на карту, на которые ориентируется испытуемый. В силу неопределенности задания, испытуемый вынужден сам осуществлять анализ этих признаков с точки зрения субъективной значимости их для себя. А эта значимость, в свою очередь, зависит от индивидуальных характеристик его опыта. Главная задача эксперимента - показать зависимость направления и результатов переработки материала от особенностей индивидуального опыта субъекта.

Для каждого из стимулов можно выделить признаки, представляющиеся наиболее существенными, отвечающими его "основному назначению", и несущественные. Для монетки существенным признаком является достоинство и страна выпуска, несущественными - рисунок, состояние (новая, потертая); для пуговки существенны размер и способ крепления, несущественен - цвет, материал; для марки - существенны страна, достоинство, погашена или нет, несущественны - изображение и пр., для картинки - существенен прежде всего сам сюжет, для фотографии - способ изготовления.

Заметим, что указанные признаки нельзя считать "абсолютно" существенными. Нумизмат или филателист могут выделить в качестве существенных совершенно иные признаки. Речь идет, таким образом, об избирательности восприятия.

Информативным с точки зрения характеристики индивидуальных особенностей человека является также соотношение правильно воспроизведенной информации в ситуации свободного воспроизведения и при ответах на вопросы.

Стоит обратить внимание на "привнесения", "ложные ответы" и про-интерпретировать их с точки зрения закономерностей функционирования прошлого опыта испытуемого.

Наконец, степень уверенности в правильности воспроизведения имеет отношение к сформированности тех процессов, при помощи которых человек управляет своим восприятием.

В заключительной части отчета необходимо сформулировать выводы относительно того, насколько подтвердились предположения об особенностях восприятия испытуемого. Следует также сделать выводы о том, как в результатах испытуемого проявились общие закономерности восприятия (избирательность, целостность и др.) и какие были обнаружены специфические черты, связанные с влиянием прошлого опыта на восприятие испытуемого.

Работа №3

Наши рекомендации