Диагностика индивидуально-типологических особенностей

Темп и работоспособность.

Теппинг –Тест Ильина (10-15 лет)

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш. Требования к бланку: размеры прямоугольника 8 на 13 сантиметров; каждый из квадратов 4 на 4 сантиметра. Нумерация квадратов по часовой стрелке.

   
 

Инструкция:«По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1. подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2. построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 сек., он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы (а);

- ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы (б);

- нисходящий тип: темп работы снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого (г);

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой нервной системой – средне-слабая нервная система (в);

- вогнутый тип; первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой (в).

Типы динамики максимального темпа движений

Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – промежуточного и вогнутого типов; г – нисходящего типа. Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности.

 
  Диагностика индивидуально-типологических особенностей - student2.ru

 
  Диагностика индивидуально-типологических особенностей - student2.ru

 
  Диагностика индивидуально-типологических особенностей - student2.ru

 
  Диагностика индивидуально-типологических особенностей - student2.ru

Тестирование занимает не более 2 минут. Исходный – 1-й квадрат.

Данный тест направлен на определение свойств нервной системы, конкретно на выявление силы нервной системы по психомоторным показателям.

Для получения результатов используется стандартный бланк, представляющий собой лист бумаги (203х283), разделённый на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника. Также необходим секундомер и карандаш.

По сигналу экспериментатора испытуемые в течение 5 секунд должны выставить максимальное число точек в первом квадрате карандашом. По команде «Перейти на другой квадрат» – продолжаем процедуру 5-секундного выставления точек во втором квадрате, и так далее, пока не «заполняются» все шесть квадратов. По команде «Стоп» проставление точек заканчивается.

Затем подсчитывается количество точек в каждом квадрате и на базе этих данных (опираясь на результаты первого квадрата) выстраивается график, по которому определяется сила нервной системы. По количеству выставленных точек можно судить о скорости регулирования психомоторики, её подвижности.

Обработка результатов.

Для детей 12 – 15 лет.

24 точки и меньше – медленный темп.

25 – 30 точек – нормальный средний темп работы.

30 точек и больше – ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Для детей 9 – 12 лет.

20 точек и меньше – медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

20 – 25 точек – средний темп. Нормальный темп работы.

26 точек и выше – средний темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Приложение 5 к комплексной психолого – педагогической практике

План работы педагога-психолога по профориентации и профконсультированию:

1. Подготовка и проведение первичной профконсультации.

2.Формирование эмоционального и профессионально-личностного отношения (принятия) к современным активным методам профконсультирования.

3. Развитие профессионального интереса и психологического стиля мышления.

Общие замечания

Условно выделяются следующие цели профконсультации: информационно-справочная, диагностико-коррекционная, формирующая (повышение умения подростка самостоятельно решать свои проблемы), эмоционально-побудительная (повышение уверенности оптанта в своих силах и оптимизма по отношению к профессиональному будущему).

Этапы работы

1.Выявление желающих получить первичную профконсультацию.

2. Ознакомление с профориентационной картой учащегося, если она есть, или со школьной документацией с целью получения данных об успешности учебной деятельности оптанта и беседа с классным руководителем с той же целью.

3. Предварительная беседа с оптантом. Выясняются причины обращения к консультанту, состояние здоровья, уровень сформированности и обоснованности профплана.

4. Собственно профконсультация (может проводиться в несколько встреч).

Включает беседу, направленную на выяснение мотивов выбора профессии, степени сформированности профплана и т.д.

Заполнение анкет и опросников, предназначенных для исследования профессиональной направленности, профессиональных предпочтений, познавательных интересов, коммуникативных и организаторских способностей оптанта и т.д.

Обработка и интерпретация полученных данных.

Работа оптанта с литературой или картотекой профессий по типам профессий, профессиограммам, учебным заведениям и т.д.

5. Заключительная беседа по результатам консультирования.

По итогам консультирования студент заполняет карту первичной психологической профконсультации.

Наши рекомендации