Роль духовного руководителя
Если духовник ощущает, что все зависит только от него, что жизнь в братстве движется только вокруг него, и перестань он все тянуть на себе — произойдет развал, все разрушится, то это означает, что духовные чада оказываются очень пассивными в решении своих жизненных задач, нерешительными во взятии ответственности за свою конфликтность, поскольку переложили всю ее тяжесть на плечи духовника.
Если духовник относится к братству без участия, живет своей жизнью, а не жизнью братства, или, может быть, это участие уменьшилось с течением времени, если он не имеет ежедневной молитвы за братство, в устроении братства происходит серьезный сбой.
Если братство ориентировано исключительно на сильного духовника, но братских связей внутри себя не имеет, его структура крайне беспомощна и слаба. И, как правило, если с духовником что-то случается, такое братство (или монастырь) разваливается. В последние годы я был свидетелем разрушения целых обителей и братств, жизнь которых была сконцентрирована исключительно на духовном руководителе. По отходе руководителя в мир иной, такие братства разваливались как карточные домики. Ответственность за подобную ситуацию несет, конечно же, сам настоятель.
Вышесказанное не исключает, что на помощь духовника можно и должно рассчитывать каждому брату в сложной ситуации.
Как может духовник способствовать формированию такого братства, которое принимает на себя ответственность за собственную жизнь, за земные отношения, за осознание своего служения перед лицом Божиим? Во-первых, он должен отдавать себе отчет в том, что, как правило, в братстве именно он является единственным человеком, который на основе своего духовного и жизненного опыта четко и ясно представляет себе, как должно выглядеть возглавляемое им братство, учитывая всю сложность межличностных взаимодействий собравшихся здесь людей. Одним словом, он должен вполне определенно представлять себе как в духовном, душевном и материальном плане должно функционировать врученное ему братство. Духовник несет в себе самом идею братства, а поэтому он должен помочь братии сформулировать, выработать те цели и задачи (вечные и временные), к которым движется братство, подсказать направление этого движения.
Необходимо, чтобы в жизни братства существовало специальное время, когда братские проблемы могут открыто обсуждаться в присутствии всех. Как правило, это может быть время после трапезы или другое время, когда братия могут отдельно собраться, чтобы обсудить перемены и текущие проблемы обители, когда братья могут поделиться своими впечатлениями, связанными с текущими ситуациями, прояснить отношения. Это будет способствовать душевному сближению братства, предупредит возникновение сплетен и «группировок» внутри братства.
Духовник должен поставить конечную цель такого обсуждения и внимательно наблюдать, как братия движутся в достижении этой цели. Он может иногда вмешиваться в ход обсуждения, особенно в критические моменты, предлагая оценить, насколько верно в духовном плане проходит обсуждение той или иной ситуации, не переходит ли обсуждение в осуждение. (Здесь очень важно, чтобы в запале не произошло перехода одного в другое). А поэтому уместно вовремя задать вопрос: «Что мы делаем в той или иной конкретной ситуации: обсуждаем возникшую проблему, осуждаем негативное поведение или же мы судим самого человека? Насколько это обсуждение помогает нам решить стоящие перед нами задачи?».
Варианты проведения таких встреч могут быть различными. Это могут быть и специальные встречи, общие братские встречи для того, чтобы обсудить, как прошла неделя в послушании, в Богослужении. Это могут быть также встречи по необходимости, т.е. когда назрел конфликт или ситуация, когда что-то нужно обсудить. Это могут быть также учебные, более или менее систематические встречи, на которых духовник мог бы преподавать основы тех или иных богословских дисциплин. Ведь не секрет, что не все насельники современных монастырей достаточно грамотны (не столько в смысле академического Богословия, сколько в знании Евангелия и основ православного вероучения).