Стержневая перспектива личностного развития
Возраст ранней юности, в котором перед человеком впервые во всей глубине и остроте встает вопрос о смысле жизни, предполагает решения молодыми людьми, юношами и девушками, целого ряда психологических, личностно значимых задач. Это, во-первых, осмысление и формирование в структуре своей личности устойчивого мотивационного ядра, т.е. такой системы мотивов жизнедеятельности, которая позволяла бы сохранять ясное ведение жизненных целей, несмотря на обилие внешних препятствий. Во-вторых, выработку в себе психологической гибкости и умения ладить с различными людьми, усваивать нужную и отвергать бесполезную информацию. Это, в-третьих, выработку у себя достаточной степени лично независимости и форм поведения, соответствующих социально ценным образцам. Это, в-четвертых, выработку активной и просоциально ориентированной жизненной позиции, установок и взглядов, которые не отвергали бы сложность бытия во всех его проявлениях, а, наоборот, отражали бы многомерность мира. Это, в-пятых, формирование у себя высоких умственных, эстетических и этических запретов и требований к себе, а также системы общения, отражающих пределы, и эволюционные принципы и перспективы человеческого развития.
Речь, таким образом, идет о том, что именно становление и выработка мировоззрения, т.е. системы взглядов и оценок действительности и своего места в мире – вот что является стержневой перспективой личностного развития в ранней юности. Именно мировоззренческий поиск, включающий в себя выбор ценностных ориентаций, выработку социальной и экзистенциальной рефлексии, углубленный самоанализ, стремление открыть для себя подлинное искусство, подлинную философию и даже сформулировать свой подлинный символ веры – вот что определяет духовные искания в ранней юности. И в этих процессах особенно зримо проявляются такие экзистенциальные и культурные параметры личности как высота - низость; глубина – мелкость, широта - узость. Неспособность или нежелание воспринимать трагическое в искусстве и в жизни, склонность отдавать предпочтение внешним и стереотипным формам определенного стиля в музыке (которая, кстати, может специально разрабатываться как признак молодежной субкультуры, например, «рок-музыка» или «психоделическая-музыка», т.е. явно коммерческие виды музыкальных шумов, предназначенные для индуцирования трансовых измененных состояний сознания), увлечение современной техникой лишь в качестве потребителя – разве все это не характеризует определенный социальный тип молодого человека? Так же как бритая голова, высокие со шнуровкой ботинки и майка с джинсами – другой социальный тип. И агрессивные бритоголовые, и одурманенные наркотиками томные хиппи – всего лишь продукт специально предназначенной для молодежи массовой эрзацкультуры, общее направление которой – предложить юношам и девушкам желательные и удобные формы поведения с заранее вложенными в них смыслами. Точно таким же образом китайские хунвейбины 60-х или 70-х годов или советские комсомольцы 20-х – 30-х годов ХХ века – типичный пример несамостоятельного решения, т.е. нерешения проблемы отношений с жизнью и миром. В наше время, когда в республиках разрушенного Союза советских социалистических республик процветает безработица и бандитизм, наркомания и проституция, когда разрушены общественные идеалы построения общества равных прав и возможностей и на деле осуществляются принципы олигархического распоряжения судьбами миллионов людей, жизненно важная задача каждого юноши и девушки приложить максимум усилий для того, чтобы поддержать друга и подругу, напрячься и попытаться получить столь необходимое для выработки научно обоснованного мировоззрения высшее образование. И, главное, не сдаваться, помнить: развитие человека и общества неравномерно. В нем происходят скачки и перерывы. Возможны откаты назад. Но история человечества доказывает: эволюция в целом необратима. А, значит, задача молодых людей – развивать свое мышление, память, чувства, приобщатся к подлинным достижениям человеческой культуры, не овладев которой невозможно прожить полноценную жизнь, объективный смысл которой – оставить развивающее культурное наследие для будущих поколений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Укажите временные границы ранней юности и ее основные психологическое содержание.
2. Перечислите важнейшие предпосылки успешного прохождения молодыми людьми этого возрастного этапа.
3. Дайте определение общей психологической цели молодых людей в возрасте ранней юности.
4. Чем объясняется повышенная тревожность в возрасте ранней юности?
5. Перечислите и объясните типичные личностные черты молодых людей в возрасте ранней юности.
6. Дайте психологический анализ феномена «первой любви».
7. Проанализируйте психосоциальные показатели признания личностной зрелости молодых людей в возрасте ранней юности. Раскройте двойственность социального положения молодого человека в этот период.
8. Проанализируйте психологические отличия в дружбе между юношами и девушками.
9. Опишите психологические процессы и состояния, свойственные ранней юности и становления мировоззрения как стержневую перспективу личностного развития.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
2. Психология: Учебник / Под ред. проф. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.
3. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, 1996.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1982.
5. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1979.
6. Шадриков В. Д. Духовные способности. – М.: Магистр, 1996.
7. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.