Эмоционально-волевая сфера
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.________________________________________________________
Дата рождения______ /_________ /_____ г.
Домашний адрес, телефон
Класс_________________________________________________________
Успеваемость (к моменту обследования):
По русскому языку___________ по чтению__________________________
по математике__________________________________________________
Жалобы родителей, учителей______________________________________
Обращались ли ранее к специалистам за помощью?
Замечали ли родители отставание в речевом развитии?______________
Занимался ли ребенок с логопедом? (где, продолжительность,
результативность)____________________________________________________
Заключение специалистов:
Отоларинголога________________________________________________
Офтальмолога_________________________________________________
Педиатра______________________________________________________
Психиатра (психоневролога)______________________________________
Психолога_____________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Мать (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)_________
Отец (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)__________
Число членов семьи _______________ Есть ли еще дети (пол и возраст)
________________________________________________________________
Заболевания в семье (нарушения слуха, умственная отсталость, пороки развития, алкоголизм, эпилепсия и др.)
Кто в семье имеет левшество______________________________________
Социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, конфликты, тип воспитания)
________________________________________________________________
Где воспитывался ребенок до поступления в школу
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Особенности речевой среды (нарушения речи у членов семьи, темп речи, наличие билингвизма)________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка
________________________________________________________________
Отношение ребенка к своему речевому дефекту_______________________
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Ребенок желанный, нежеланный (подчеркнуть)
Возраст матери во время беременности____________________ От какой
беременности ребенок_____________ От каких родов _______________
Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, профвредности, наркомания и др.) _______
Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)
Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуумэкстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)_____________________________________________
Резус-фактор___________________________________________________
Закричал сразу или нет_______________________ Вес и рост ребенка при
рождении____________________________
Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гематома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)
________________________________________________________________
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар
________________________________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________ грудь взял __________
активно или с помощью ___________ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал _________________
Грудное вскармливание до_________________ Последующее
вскармливание (смешанное, искусственное)
Выписка из роддома на______________ день Дополнительное
пребывание в роддоме, причины________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с__________ Сидит с_____ Ходит с __________________
Реагирует на звук с________________ Реагирует на свет с ____________
Прослеживает перемещение предметов глазами с _____________________
Хватает предмет с__________ Узнает близких с______________________
Первые зубы с_______ К 1-му году зубов__________________________
Особенности сна, аппетита в первые годы жизни______________________
________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До 1 года_____________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________
После 3 лет___________________________________________________
Инфекции___ Ушибы головы______________________________________
Травмы головы __________________________________________________
________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре________________________________
Общее физическое развитие, здоровье (на момент обследования)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Гуляние с_______ ___________________ мес Лепет с _________ мес
Первые слова с_____________ , их характеристика __________________
Фазовая речь с_____ Как шло развитие речи после первых ____________
фраз (медленно, нормально, бурно)______________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, когда_____________________
по причине__________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4.1. Осведомленность
Запас знаний о себе и окружающих, понимание родственных отношений, степень ориентировки в окружающем мире______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Временные представления
Понимание последовательности времен года_________________________
дней недели________________________________
Сформированность понятий «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас» и др.
________________________________________________________________
Определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту
________________________________________________________________
Пространственные представления
Ориентировка в схеме тела:
прямая__________________ зеркальная____________________________
Дифференциация понятий:
вправо-влево_____________ впереди-сзади_________________________
вверху-внизу___________________________________________________
Дифференциация:
В-НА-ЗА______________________________________________________
ПЕРЕД-МЕЖДУ__________ НАД-ПОД____________________________
Конструктивный праксис
Складывание целого из 4-6 элементов_______________________________
________________________________________________________________
Копирование образца (фигур из палочек, геометрических рисунков)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Динамический праксис (пробы: кулак-ребро-ладонь, ладонь-кулак - ребро)
______________________________________________________________
Графическая проба «забор» (продолжение рисования «забора» по образцу, не отрывая руки)________________________________________________________
________________________________________________________________
Стереогноз
Узнавание на ощупь: фактуры_____________________________________
Формы_________ величины______________________________________
Зрительное восприятие
Цвет__________________________________________________________
Форма________________________________________________________
Величина _________________________________________________________
Узнавание контурных, перечеркнутых изображений, конфликтных фигур и т.д.____
________________________________________________________________
Определение недостающих элементов ______________________________
________________________________________________________________
Память
Механическая — логическая______________________________________
Кратковременная — долговременная_______________________________
Состояние зрительной и слуховой памяти: _________________________
Объем памяти:__________________________________________________
Воображение
Особенности (живость, активность, творческий характер)
__________________________________________________________________
4.9.Мышление
Особенности (глубина, широта, гибкость, последовательность, самостоятельность, критичность и т.п.)____________________________________________________
Понимание причинно-следственных зависимостей (по серии из 3-5 сюжетных картин)_____________________________________________________________
Выделение логического звена (по тексту)____________________________
Сравнение, классификация, простые и усложненные обобщения _________
____________________________________________________________________
Обучаемость новым видам деятельности и перенос нового способа действия на аналогичный материал________________________________________________
Внимание
Уровень развития внимания (непроизвольного, произвольного)
____________________________________________________________________
объем_______________ концентрация_____________________________
переключение____________ распределение __________________________
______________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера
Особенности проявления эмоций и чувств, преобладающий тип настроения__
____________________________________________________________________
Проявление волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напряжения и т.п.) __________
____________________________________________________________________