Эмоционально-волевая сфера

Представителями информационного подхода активно раз­рабатывается и область эмоций.

Существуют даже попытки определения количественной меры эмоциональных процессов в виде формулы:

Эмоционально-волевая сфера - student2.ru

где Эм — эмоция,

П — потребность,

Ин — необходимая информация,

Ис — существенная информация.

Причем необходимая и существенная информация — это довольно неопределенные термины. По представлению иде­ологов информационного подхода в психологии, эмоции ос­новываются на реальных фактах. А условием возникновения эмоций является получение некоторых сведений. Возникно­вение эмоции происходит в результате соотнесения новых сведений с наличным опытом, то есть имеет место относитель­ная новизна информации. Источником эмоций может являть­ся и ценность информации, которая определяется через ве­роятность достижения цели после получения информации (А. А. Харкевич).

Коммуникация

В 1982 году по опросу журнала «Тайм» в США «Человеком года» стал компьютер. Компьютер стал полноправным «ком­муникатором».

Информационная теория в психологии употребляет понятие «общение» (коммуникация) с компьютером в смысле интерпер­сонального взаимодействия. Диалог между человеком и компь­ютером характеризуется такими параметрами, как активность участников, понятливость, защищенность и др. Исследования показали, что для пользователя ЭВМ характерен феномен пер­сонификации компьютера, то есть наделение его определенны­ми личностными чертами. В этом смысле взаимоотношения че­ловека и компьютера приобретают признаки совместной деятель­ности. Особенность «общения» человека и компьютера заклю­чается в том, что машина участвует в общении как субъект рутинной деятельности, а человек — творческой. Однако исполь­зование ЭВМ (обработка данных, электронная почта) перестраивает структуру способов общения и способствует инициации общения, управлению групповым решением задач, выдаче оце­нок, коррекции ошибок, а также влияет на изменение целевого и мотивационного уровней деятельности.

В процессе общения с компьютером у различных людей формируется и определенное отношение к компьютеризации психодиагностики. Отношение есть смысловое личностное образование. Отношение людей к компьютерному тестирова­нию зависит от различных мотивов, определяя личностный смысл деятельности. Главными задачами компьютеризации пси­ходиагностики является реализация стремлений избежать боль­ших объемов рутинной работы при тестировании, квалифици­рованно анализировать данные, неопытным психологам — сни­зить ошибочность обработки и усвоить единый алгоритм психо­диагностического исследования. Экспериментально выявлена нелинейная связь между повышением эффективности диагнос­тики и компьютеризацией.

Отношение администраторов к компьютеризации неодноз­начное. С одной стороны, повышается интерес, а с другой - снижается применимость компьютерной психодиагностики в системах управления персоналом. Нам представляется, что в ос­нове этого лежит неразработанность юридической нормативной базы использования компьютерных данных при решении задач подбора и расстановки кадров. Нельзя не учитывать «защитный» мотив* — нежелание администратора самому подвергнуться пси­хологическому исследованию. Этот мотив обусловливает сопро­тивление практическому применению компьютерного тестиро­вания. Отношение руководителей определяется их личными целями: а) повод сведения счетов с неугодными; б) перекладыва­ние ответственности на компьютер; в) негативное отношение обследуемых как навязанная извне процедура сведения счетов и т. д. В связи с этим наблюдается повышенный энтузиазм к ком­пьютерной диагностике у руководителей высшего звена при сни­жении интереса (а иногда и противодействия) у руководителей, непосредственно управляющих персоналом.

* Этот факт имеет место и в ситуации обычного тестирования, а не только в ходе компьютерной психодиагностики.

Отношение психологов к компьютерному тестированию тоже неоднозначное. Они осознают положительные стороны компь­ютеров, к которым относятся в первую очередь высокая пропус­кная способность, освобождение психологов от рутинной рабо­ты и расширение их творческих возможностей. В то же время присутствует и определенный негативизм, который определяет­ся: а) нежеланием менять привычные способы деятельности, б) нежеланием переучиваться, в) боязнью не справиться с новыми требованиями, г) боязнью резкого роста требований к психоло­гу со стороны руководства, д) формированием новых компонен­тов психодиагностики (повышение творческих компонентов, приобретение и постоянное использование новых знаний, не­обходимость перераспределения внимания между разными объектами психодиагностики: обследуемый/компьютер) и е) неприятием некоторых элементов интерпретации тестовых дан­ных (так как автоматизированный тест навязывает психологу жесткий алгоритм интерпретации).

Неоднозначность отношения психологов к компьютерной диагностике определяется прежде всего их опытом практичес­кой работы. Так, для новичков результаты компьютерной пси­ходиагностики имеют обучающий эффект и являются одним из способов приобретения профессиональных навыков. У опытных психологов-диагностов существует некий психологи­ческий барьер перед принятием интерпретационной схемы ав­томатизированных тестов, вложенной другими психологами-разработчиками. Можно сделать вывод о существовании двух алгоритмов психодиагностической работы психологов. Во-пер­вых, вынесение заключений на основе машинной интерпрета­ции (интерпретация первого уровня) и перекладывание ответ­ственности на ЭВМ и, во-вторых, анализ компьютерных дан­ных и сопоставление их с наблюдением, беседой и другими до­полнительными сведениями, полученными в результате иных тестовых данных (интерпретация второго и третьего уровней).

Замечено, что позитивное и негативное отношение психо­логов к компьютерным психодиагностическим технологиям высоко коррелирует с продуктивностью их деятельности*.

* См.: Тихомиров O.K., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П., Гарбер Е.И. Отношение к ком­пьютеризованному тестированию различных социальных групп // Вопросы психоло­гии. - 1991.-№ 5. - С. 117-118.

Отношение различных по специализации групп психоло­гов к компьютерным тестам различно. Психодиагносты-разра­ботчики, естественно, отличаются активно положительным отношением. Они видят в компьютерных тестах явное прира­щение знаний и средство облегчения труда психологов.

У молодых психодиагностов-пользователей проявляется ярко выраженное сверхдоверие. У опытных психологов — час­тичное неприятие и высокая критичность. Значительная часть исследователей, не занимающихся практической психодиагно­стикой, отрицательно относится к тестированию как к методу вообще и считает, что автоматизация тестов приводит к неже­лательным последствиям.

Отношение обследуемых зависит от их мотивации и целей те­стирования: консультация, прием на работу, аттестация и т. д. Это главные мотивы. Наряду с ними существуют так называемые со­путствующие мотивы, к которым относятся познавательные (уз­навание нового об ЭВМ или о себе), коммуникативные (общение с компьютером), игровые или прагматические (ЭВМ сама следит за порядком вопросов в тесте, не надо ничего писать, компьютер снимает нагрузку на внимание испытуемых и т. д.).

Отношение испытуемых к автоматизированным тестам также зависит от их компьютерной обученности. Если испытуемый хо­рошо знает компьютер, то он с удовольствием общается с ЭВМ, иногда выходит на уровень оценки качества программ, интерфей­са и т. д. Если испытуемый плохо знает ЭВМ, то на его действия накладывает отпечаток непривычность обстановки, непонятность компьютера, скованность действий, тревожность, то есть появля­ется защитная реакция. Защитная реакция на ЭВМ чаще прояв­ляется в ситуациях отбора или аттестации персонала. Она снижа­ется в случаях тестирования с целью самопознания или профконсультации, а также у лиц, проявляющих высокие способности к работе с компьютером. У людей, которые испытывают напряже­ние в общении с ЭВМ, защитная реакция повышается.

Основная масса пользователей ЭВМ в ходе формирования отношений к компьютеру проходит следующие стадии: «безде­лушка», «нейтралитет», «стоящее дело» и «отказ от применения компьютера — это глупость».

Индивидуальные особенности активных пользователей автоматизированными технологиями

В результате проведенных психологических исследований сформировано определенное представление об особенностях активных пользователей ЭВМ. Им присущ ряд характерологи­ческих черт: быстрота «схватывания» сути задачи, широта ин­формационного диапазона, повышенная нетерпеливость в обу­чении и консерватизм в освоении новых программ.

В мотивационной сфере полнее проявляются осознание соб­ственных потребностей и повышение роли опыта, удовлетворе­ние потребностей в виде «образа данных», высокая динамика потребностей, активное формирование положительных мотивов (премии, игры и т. д.). Эмоциональная сфера характеризуется динамичностью психических состояний: страхом, боязнью, гип­нозом, эйфорией, уверенностью, повышенным радостным на­строением, тревогой, обидой, опасениями, эффектом эмоцио­нального сопротивления, синдром «придумано не здесь» и др. Их познавательная деятельность стимулирует творческое воображение, сообразительность, изобретательность, понимание це­лей, рост уровня познания, осознание потенциала компьютера и т. п. Более активно идет процесс развития способностей. В ча­стности, растет уровень обучаемости, способности к совершен­ствованию системы, формируется тип индивидуальности.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в пси­хологическое исследование не только накладывает отпечаток на динамические процессы взаимодействия испытуемого и эк­спериментатора, но и отражается на конститутивных свойствах личности как одного, так и другого.

Наши рекомендации