Организация, ориентированная на рынок
В ранее рассмотренных типах структур непосредственно вокруг рынка группируется только часть организации, в то время как в организации, ориентированной на рынок -- все ее части. На практике такая организация является своеобразной комбинацией ранее рассмотренных типов. Связи в ее структуре формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем (процессов), а не отношений между функциями (рис. 4.17).
Рис. 4.17. Рыночная ориентация в группировании от «функций» к «процессам»
Усиливается группирование работ по рынкам. Больше усилий прилагается для приспособления продукта к потребителю, и в этой связи часто изменяется продукт. Ускоряются потоки информации. Развитие информационных систем дает возможность каждому работнику получать необходимую информацию как о ситуации в организации в целом, так и на любом уровне. Свободное перемещение информации позволяет делегировать принятие решений любому нижестоящему уровню. Структура организации носит сетевой характер. Система управления становится главным ресурсом. Все в организации направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает -- потребителями. Это предполагает уменьшение числа уровней управления в организации и передачу ответственности на нижние уровни иерархии, которые находятся ближе к потребителю и готовы взять на себя риск. Важное значение приобретают групповая работа, ролевое поведение и основанное на доверии взаимодействие.
|
Рис. 4.18. Элемент сетевой структуры
При проектировании организации сочетаются матричный и органический подходы, вместо жесткой иерархии возникают автономные интегрированные группы, им обычно придается статус «центра прибыли» или бизнес-группы (рис. 4.19).
| |||
Рис. 4.19. Дифференциация и интеграция ячеек в организации, ориентированной на рынок
Главное для организации, ориентированной на рынок -- выполнение каждого отдельного заказа, поэтому работы группируются по процессу. Исполнители осваивают процесс в целом, а не отдельные функции. Большое значение имеет учет всех расходов, а не только в производственной сфере. Снабжение также становится общим для всех видом деятельности. Развивается система сквозного планирования, пронизывающая все функции, чему способствует доведенная до каждого работника информационная система.
Особое значение придается распределению прав и ответственности. На верхнем уровне управления сохраняется ровно столько прав, сколько необходимо для обеспечения оптимального выполнения работы (например, в сфере исследования, персонала, финансов и информации). Главная задача руководства -- определять политику и общие правила деятельности, а также формирование организационной культуры, развитие информационных систем, оценка результатов выполнения работы. Важный признак -- автономизация рабочих групп или производственных отделений. Риск в бизнесе и доверие во взаимоотношениях закладываются в основу всех отношений.
Переход к структуре организации ориентированной на рынок, сопровождается общим сокращением «аппаратного» персонала, наделением рабочих групп административными функциями, а административных групп -- рабочими. Приоритет отдается горизонтальному росту работника и развитию межфункционального опыта, групповой результат приобретает больший вес, чем индивидуальный, культивируется новаторство. Такие организации испытывают потребность в кадрах высокой квалификации и их периодической ротации. Например, в компании IBM принято чтобы сотрудники меняли работу примерно каждые два года.