Совместная деятельность операторской команды

Одиночный оператор - это абстракция, а не реальный факт. Иногда оператор остается один на один с приборной доской, на которой представлены системы, среда и управляемый объект. Такие периоды длятся недолго, и влияние других людей по-прежнему остается очень большим. Многие операторы трудятся в больших залах и кабинах экипажами, командами и сменами. Рабочее место и функции каждого члена экипажа строго определены уже самим конструктивным оформлением рабочего места (пульта, экрана, циферблата), документы определяют обязанности, ответственность и способы связи между членами команды.

Труд операторской команды слагается из разных подзадач, которые дополняют друг друга. Наблюдая за работой летного экипажа со стороны, можно видеть, что либо весь экипаж ведет наблюдение, либо один наблюдает, другие настраивают аппаратуру, либо все выполняют совершенно разные операции: инженер переводит ручки управления двигателями, командир вращает штурвал, штурман делает записи в бортовом журнале, радист передает сообщение посредством телеграфного ключа и т.п. На некоторых этапах возможен отдых отдельных членов экипажа. В наиболее ответственные периоды полета одну и ту же функцию, подстраховывая друг друга, выполняют двое.

В авиационном экипаже труд отличается высокой степенью специализации: пилот, штурман, бортинженер, радист. Взаимозаменяемость возможна только на наиболее простых участках полета. В гражданской авиации почти невозможно найти штурмана, который мог бы посадить самолет, редко можно встретить пилота, способного провести тяжелый самолет по трассе или быстро рассчитать точку выхода на посадочный круг при снижении. При высокой специализации труда - двигательных действий - требуется постоянный обмен информацией, необходимо подавать команды и вести контроль за работой коллег.

В авиации термин «взаимодействие» встречается часто. Так, в инструкции по самолету Ан-26 термин «взаимодействие» употребляется в следующем контексте: «Инструкция предусматривает организацию работы экипажа, определяет порядок взаимодействия при выполнении полета, распределение обязанностей...». «Взаимодействие» означает распределение рабочих функций между пилотами (пилотирование, контроль, ответственность). В инструкции по самолету Як-40 термин «взаимодействие» употребляется аналогичным образом. Ч. Оуэнс под взаимодействием понимает организацию работы экипажа. Например, он говорит о слаженности взаимодействия, четком и слитном взаимодействии. В контексте взаимодействия автор упоминает об отношениях между членами экипажа, о поддержании достоинства и взаимном уважении.

В социальной психологии взаимодействие - это одна из трех координат общения. Другие координаты: коммуникация, т.е. обмен информацией между индивидами или группами, и межличностное восприятие, понимаемое не просто как акт познания наличного субъекта, а более широко - как познание людьми друг друга, как основа взаимопонимания.

Взаимодействие - определенная форма организации совместной деятельности. Каково различие между понятиями «общение», «совместная деятельность» и «взаимодействие»?

Психологическое содержание термина «взаимодействие» связано с построением особой стратегии действия. В группе действие индивида направляется не только его собственными планами, но и планами другого. Согласованная стратегия дает особый продукт - совместное решение - результат совместной, т.е. разделенной деятельности, ее части соединяются в конечном продукте. Совместная деятельность определяет характер взаимодействия между людьми. По своему психологическому содержанию совместная деятельность совпадает с интеракцией.

Различают несколько типов взаимодействия. Один из них характеризуется высокой степенью совместности: участники ясно представляют общую цель, четко распределяют функции и вырабатывают адекватные способы достижения цели. Взаимодействие в таком случае приближается к совместной деятельности.

Таким образом, под взаимодействием подразумевается:

1) распределение функций и обязанностей;

2) обмен действиями, выполняемыми последовательно, параллельно или как-то иначе;

3) взаимоотношение, взаимосвязь либо взаимовлияние, которое проявляется в изменении каждого из участников, в их функциональной перестройке;

4) совместная деятельность.

На неясности, связанные с термином «взаимодействие», указывает Д. Мейстер. Он ставит три вопроса: 1) что, кроме коммуникации, может означать термин «взаимодействие»? 2) может ли взаимодействие стать предметом обучения? 3) если коммуникация является главной составной частью взаимодействия, то а) как отражается на ней деятельность команды? б) как она влияет на работу системы? По заключению Д. Мейстера, если взаимодействие не может получить объективной характеристики, то его не следует и учитывать.

Между тем, термин широко применяется в профессиональной литературе. За термином «взаимодействие» стоит важнейший для понимания операторского труда феномен - общение, отношение между людьми в процессе выполнения совместной деятельности. Взаимодействие следует отличать от распределения функций, взаимосвязи, взаимовлияния и обмена действиями, но его нельзя исключать из рассмотрения.

В отраслевой и научной литературе определение операторской команды часто строится только через указание функций. Так, летный экипаж обеспечивает управление воздушным судном и обслуживание его в полете. Между тем, это определение может быть расширено.

Д. Мейстер, сравнивая операторскую команду с группой, подчеркивает и различия между ними. Операторская команда отличается 1) относительно жесткой структурой, организацией и сетью коммуникаций, 2) строго определенными обязанностями. Деятельность операторской команды предполагает хорошо налаженное сотрудничество отдельных специалистов, функции которых перекрываются очень незначительно. Команда четко знает свои задачи и хорошо владеет оборудованием.

Это определение не показывает, как достигнута хорошая организованность и чем, кроме внешних обстоятельств, документов и конструкции рабочего пространства, обеспечена высокая структурированность поведения.

Мейстер критикует такое определение и считает более полезным вместо определения команды дать перечень структурных и ситуационных переменных, характеризующих саму команду и ее труд. Согласно Мейстеру, к структурным характеристикам команды относятся: 1) численность, 2) тип организации, 3) состав, 4) способ коммуникации, 5) деятельность. Кроме структурных характеристик команды Мейстер считает необходимым привести ситуационные характеристики - описать среду, в которой команда выполняет свои задачи. К ситуационным характеристикам относятся: 1) цель работы, 2) критерии эффективности, 3) объем и тип обучения, 4) обратная связь. Такие два типа характеристик позволяют фиксировать внешние, формальные стороны команды.

А. И. Донцовым четко задана другая линия, которая представляется очень важной: команда - субъект совместной деятельности, функционирование которого подчиняется социально-психологическим закономерностям.

Труд операторской команды следует рассматривать как совместную деятельность, которая прежде всего предстает перед наблюдателем как двигательная активность. Двигательные операции каждого члена команды прежде всего должны соответствовать ходу технологического процесса. Успех будет достигнут только в том случае, если движения оператора хорошо согласуются с операциями, выполняемыми другими членами команды. В слаженном экипаже идет быстрый и точный обмен двигательными операциями. Речевое предупреждение о движении, команда, побуждение становятся здесь даже излишними, а если и выполняются, то «для магнитофона», для возможной будущей проверки. В срочной ситуации они могут стать помехой для быстрого восприятия команды или информации, особенно если она подается извне, со стороны (например, пилот в полете получает команду от руководителя полетов, который находится на земле). Слаженность движений позволяет свести к минимуму взаимные ожидания и уложиться в жесткие рамки быстро развивающегося процесса. Однако слаженность предполагает моторное, когнитивное и личностное взаимное соответствие членов команды, что достигается очень редко. Важнейшую сторону совместной операторской деятельности составляет речевой обмен. Команды, рекомендации, запросы информации и сообщения играют здесь настолько важную роль, что иногда говорят об отдельных речевых действиях оператора. Но нам кажется более существенным, что эта сторона операторской деятельности задает не сходство, а скорее отличие от индивидуальной деятельности. Речевой обмен выполняет функцию разделения совместной деятельности, а также ее объединения и координации.

Служебный речевой обмен определяется стандартным набором фраз и отдельных терминов, четкой адресацией - заданностью источников и получателей информации, формой запросов и ответов. Это очень специфический условный язык. В любой ситуации оператор должен вести связь ровным, спокойным голосом. И действительно, прослушивание переговоров между операторами показывает, что, как правило, операторы четко выполняют это требование. Вместе с тем мы наблюдали случаи, когда громкость и тембр голоса оператора резко изменялся под влиянием ситуации, содержания передаваемого сообщения, социальной перцепции участников обмена и отношений между операторами. Оператор хорошо знает, что паузы, повторы могут передавать более важную информацию о состоянии респондента и соответственно о происходящих вокруг событиях, чем прямые сообщения.

Совместная деятельность предполагает межсубъектные отношения и общение между членами группы - участниками совместной деятельности. Это ее необходимые компоненты. Все известные признаки совместной деятельности можно наблюдать в труде операторских команд: 1) общая цель - она является основным признаком, 2) разделенность труда между участниками, 3) взаимное восприятие - зрительное или слуховое - друг друга, 4) наличие руководящего органа, который предварительно распределяет функции, определяет правила обмена действиями или сообщениями, контролирует исполнение и распределение заданий, определяет ответственность и пр. Совместная деятельность операторов отличается высокой структурированностью двигательных операций и формализованностью общения, жесткой административно-приказной системой подчинения и неумолимой неизбежностью ответственности за нарушения.

В ходе совместной деятельности летного экипажа каждыйизучастников, закончив выполнение определенных операций, ожидает, когда закончит свои операции его коллега.

Тем не менее даже на «параллельных» участках деятельности, когда каждый выполняет свои совершенно особые операции, труд летного экипажа нельзя представить в виде ряда полностью отделенных друг от друга деятельностей, связанных только конечным результатом. Члены экипажа воспринимают друг друга, и каждый чувствует присутствие другого. Это не может не сказываться на их работе.

Совместная деятельность - это разделенная деятельность. Выполняя свои функции, оператор следит за работой товарища. Соучастие может быть разным по степени активности, по глубине. Оно может выступать как:

перцептивное прослеживание с более или менее глубоким использованием системы знаний; параллельный анализ и умственная оценка;

вместе с перцептивными и умственными процессами возможно и эмоциональное включение, которое может быть просто сочувствием, а может стать и более глубоким процессом - сопереживанием или еще более глубоким - подлинной готовностью к содействию. Это может быть уверенность в действиях другого, страх за него и т.д; наиболее полным является соучастие с выполнением ручных управляющих движений. Это возможно только при условии, что страхующий в совершенстве владеет двигательными операциями страхуемого.

Совместная деятельность выступает как совмещенная деятельность, в которую вместе с включением в выполнение деятельности коллеги входит выполнение собственных функций. Здесь уместно было бы предположить определенную проницаемость деятельности каждого члена экипажа для вмешательства со стороны другого. Результат каждой отдельной операции становится доступным для контроля и коррекции со стороны другого, и все зависит лишь от того, насколько другой занят выполнением своих основных задач.

В совместной деятельности формируется опыт специалиста. Здесь проявляется важное преимущество деятельностного подхода. Оно восходит к положениям теории Л.С.Выготского. На начальном этапе обучения инструктор поручает оператору небольшой участок работы, а сам выполняет основные, наиболее важные функции. По мере освоения приемов управления технологическим процессом круг функций, которые выполняет обучаемый оператор, расширяется, а за инструктором остаются только функции контроля. Затем и они постепенно редуцируются - инструктор внимательно следит за молодым оператором только на самых ответственных этапах работы. И наконец, обучение заканчивается и оператор приступает к регулярной самостоятельной работе.

Совместная деятельность трансформируется в деятельность индивидуальную, которая теперь уже несет на себе печать совместной деятельности. В формировании опыта важную роль играют отношения и формы общения инструкторов и старших коллег с молодым специалистом. Известно, что если в экипаже появляется молодой специалист, объем работы, приходящийся на других, возрастает, коллеги контролируют его, а сами стараются работать точнее, чище, чтобы не способствовать возникновению ошибки новичка. Работая с двойным напряжением, опытные операторы редко пропускают случай, чтобы удержаться от подкалываний и насмешек по поводу ошибок молодого коллеги. Молодому оператору иногда устраивают неожиданную «проверку действием». Проверки особенно жестки, а насмешки злы, если молодой оператор в чем-то, например в образовании, превосходит остальных. Нам известны несколько случаев, когда из-за таких проверок подвергались риску пассажиры самолетов. Нередко к новичкам относятся презрительно-высокомерно. Они не имеют права голоса и должны молча сносить «воспитательные воздействия стариков».

Стремясь изменить социальный статус, завоевать уважение товарищей, молодой оператор изучает документы и совершенствует профессиональные навыки. Отношение старших становится важнейшим фактором профессионального развития.

В сложных условиях более опытные операторы, понимая опасность ситуации и важность особенно точного исполнения, обязательно возьмут на себя часть работы. Как только напряжение спадет, внимание к деятельности другого может перейти в полное безразличие, независимо оттого, нуждается он в помощи или нет.

В операторской команде редко отмечаются случаи заботы о профессиональном росте молодого коллеги. Необходимость профессионального роста осознается операторами только на самых ответственных этапах работы, когда в проверке оператора задействован весь экипаж, в ситуациях, которые становятся экзаменом мастерства и слаженности деятельности всего экипажа, когда по итогам проверки будет сделано заключение о работе всего экипажа. Для молодого специалиста каждая такая ситуация становится толчком к профессиональному совершенствованию на фоне обычной рутины безразличия команды к труду и унижающе-презрительного отношения к молодому специалисту. Формирование опыта не идет гладко, драматические события оставляют в памяти специалиста долгий и глубокий след, фиксируются в формах его деятельности.

В процессе обучения имеют место негативные явления, когда инструктор не старается разнообразить работу новичка, меняя участки работы, а изо дня в день поручает ему наиболее простой вид работ. Это особенно характерно для некоторых инструкторов летных училищ. Страх за исход ситуации, который руководит инструктором, может передаться ученику и надолго задержать успешное освоение профессии. С другой стороны, инструктор иногда пользуется методом «смотри, как я делаю, но сам ничего не трогай», и большую часть испытательного срока ученик проводит в пассивном наблюдении, не продвигаясь в овладении приемами труда. Уместно напомнить и о третьей ситуации, когда инструктор легкомысленно отдает в руки малоопытного ученика все операции по управлению сложным технологическим процессом. Для молодого оператора это очень тяжелое испытание, и даже небольшой срыв может привести к потере уверенности в себе и стать трудным препятствием в дальнейшем обучении и труде. Такое «испытание делом» пригодно только для наиболее способных учеников. Некоторые операторы, обучающие молодых специалистов, не оценив полностью возможности учеников и забыв о своей несдержанности, полностью отдают управление, но при малейшем отклонении или сбое в процессе без предупреждения исключают молодого оператора из контура управления. Иногда такое поведение старшего определяется только страхом за неудачный исход ситуации. Такой «обмен» действиями сразу разрушает схему контроля технологического процесса, которую построил молодой оператор. Приступая к самостоятельному выполнению, он продумал план будущих действий и последовательность событий. Неожиданное вмешательство старшего переводит действие на другие рельсы, что само по себе ведет к дополнительной растрате энергетического ресурса. Такая двухступенчатая структура действия менее экономична по сравнению с одношаговой, когда выполняется то действие, которое намечено с самого начала. Для молодого оператора - это ситуация фрустрации основной профессиональной потребности. Она может выражаться одним из четырех типов поведения: регрессией, агрессией, фиксацией или подавлением.

Наши рекомендации