Совместная деятельность

Схемы

Структура совместной деятельности может быть представлена следующей схемой (по А.Л. Журавлеву).

Рис. 30. Структура совместной деятельности

Совместная деятельность - student2.ru

Формы организации совместной деятельности иллюстрируются схемой (по Л.И. Уманскому, А.С. Чернышеву и др.).

Рис. 31. Формы организации совместной деятельности (ФОСД) (по Л.И.Уманскому)

Совместная деятельность - student2.ru

Опыт «Изучение мотивации на совместную деятельность (на основе прибора–модели «Арка»

Исследуемой группе предъявляется инструкция, в которой объясняется устройство прибора, правила сборки, ставится задача. Сам экспериментатор в ходе эксперимента дает оценку действий всей группы в целом, а также действиям отдельных лиц (особенно лидеров), сравнивает результаты данной группы с достижениями других групп, стремясь тем не менее предоставить испытуемым группам большую самостоятельность.

Поскольку время решения экспериментальной задачи связано с характером согласования желаний, настроений и волевых актов и является довольно устойчивой величиной для данной группы, допускается, что время выполнения экспериментальной задачи косвенно отражает состояние психологического настроя группы на совместную деятельность.

Совместная деятельность групп с разным психологическим настроем протекает по-разному. Проиллюстрируем это положение.

Группа с низким психологическим настроем (0,05 < L < 0,24)

Для таких групп характерно не столько преобладание равнодушного, безразличного отношения к групповой задаче, сколько неупорядоченность проявления по силе и времени настроя отдельных членов коллектива.

Так, сразу же после предъявления задачи одни индивиды буквально рвутся к работе, другие только начинают проявлять к ней интерес, третьи — абсолютно равнодушны, а четвертые вообще пытаются отказаться от работы. Но проходит незначительное время—и «первые» остыли, «вторые»—только настроились на работу, «третьи» начали проявлять интерес, «четвертые» как будто соглашаются работать.

Еще проходит время, и снова заметен волнообразный спад желания работать у одних, рост желания у других и т. д.

Группа со средним психологическим настроем (0,25 < L < 0,40)

Для таких групп характерна неустойчивость совместной деятельности, трудности согласования функций, образование микрогрупп. Однако, эти проблемы группа видит не до конца, не полностью, члены группы не видят полностью каждый своих действий, не видят и способа их согласования.

Группа с высоким психологическим настроем (0,71 < L < 1,00)

Для группы данного типа присуща способность очень быстро актуализировать свои чувства и волю и соединять их в единое состояние деятельностного порыва; умение отдаться полностью процессу выполнения задачи. При таком состоянии психологического настроя практически не бывает безучастных, выключенных из деятельности индивидов. Групповой энтузиазм не пропадает и не снижается в случае неудачи или при непредвиденных помехах.

Опыт «Лидерство в совместной деятельности»

Для выполнения групповой задачи необходимы лидерские действия: создание организации, принятие решения, координация усилий, мобилизация желаний и т.д., иначе задача просто не решается. Подобные функции, как правило, выполняет один человек, что хорошо наблюдается. Иногда происходит борьба 2-3 лидеров, что тоже легко фиксируется. Чтобы установить соответствие имеющихся в группах официальных организаторов их реальному статусу, эксперимент проводится следующим образом. Перед сборкой экспериментатор сам назначает руководителем сборки прибора-модели официального лидера. Затем группа испытывается на «Арке». В одних случаях официальный организатор действительно руководит процессом и по выполнении задачи подает команду «Готово». В других случаях - кто-то другой добровольно и энергично берет инициативу в свои руки и становится реальным лидером, а официальный руководитель безропотно уступает свои полномочия и «превращается» в рядового исполнителя. Группа, как правило, не вмешивается в смену лидеров. Но после выполнения задания группа требует от официального руководителя подавать команду «Готово». Изучая опросным методом мнение членов данной группы о своих лидерах, мы установили, что, как правило, организуют выполнение задачи (сборку «Арки») те индивиды, которые имеют наивысший организационный статус. Видимо, по этой причине они берут на себя функции управления спонтанно, самостоятельно, без предложений группы. Интересно, что авторитет экспериментатора влияет на процесс выдвижения лидеров незначительно [73].

Наши рекомендации