Функционально - административная (бюрократическая) школа менеджмента
Основатели школы: Анри Файоль (Fayol H. 1841 - 1925 г.г.), Макс.Вебер (Weber M. 1864 - 1920 г.г.).
Если представители НОТ рассматривали технологический аспект бизнеса, то Вебер и Файоль развивали институциональный аспект бизнеса.
В работе А.Файоля «Общее промышленное управление» (1916 г.) все операции, какие только встречаются в предприятиях, разбиты на шесть следующих групп:
1. Технические операции (производство, выделка и обработка).
2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).
3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).
4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).
5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.).
6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). Все операции связаны между собой, но к собственно управлению относится администрирование.
Рис.2. “Бюрократическая система управления”.
Основная работа М..Вебера "Теория общества и экономическая организация" (1920 г.) посвящена анализу проблем лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический).
· Харизматический тип организации имеет место тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами влияния на своих подчиненных.
· Традиционный тип организации возникает из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.
· Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Особенно большое внимание М.Вебер уделил анализу организации третьего типа. В построении должен четко проявляться принцип иерархии:
· система четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена организации;
· любой руководитель организации должен сохранять необходимую "социальную дистанцию", должен быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным, что способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам.
· необходимо, чтобы каждый член организации занимал должность в соответствии с его квалификацией и был огражден от возможности произвольного увольнения, система продвижения кадров может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.
Указанные характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации её деятельности. Школа предлагает рассматривать менеджмент как формирование “бюрократических структур” – технологизацию самой управленческой деятельности:
1. рассматриваемые вопросы - управление людьми в условиях крупномасштабных организаций, власть и влияние в организации
2. “бюрократия” как система правил и процедур, регламентирующих деятельность в организации
3. введение иерархии управления: руководители верхнего, среднего и нижнего звена и специализации управления: производственное, коммерческое, финансовое, кадровое управление и др. (см. рис. 2.2.)
4. пирамида (иерархия) управления как концептуальная схема организации: при возникновении любой новой проблемы или задачи назначается (создается) для выполнения соответствующей деятельности специальное подразделение как часть общей структуры.
5. инвариантность управления к содержанию производства (см. 5 функций и 14 принципов управления Анри Файоля, который вслед за А. А. Богдановым считал, что все виды управления в природе, обществе, технике имеют общие черты)
6. “бюрократия” как демократизация управления: начальник принимает решения относительно своих подчиненных в строгом соответствии с существующими правилами.