Особенности нарушения внимания при различных симптомах
1.повышенная отвлекаемость:чрезмерная подвижность внимания,переход от одного объекта дея-ти к др.(астенические и маниокальные сос-ния)
2.Инертность внимания: невозможная быстрая переключаемость(эпилепсия орган поражения головного мозга)
3.Гипо и апрозексия:невозможность сосредоточиться на чем-нибудь или полное выпадение внимания (неврозы0все расстройства астенического круга)
38.Нарушение операциональной стороны мыш: а) снижение уровня обобщения - в ответах/в мышлении больных доминируют непосредственные, конкретные связи между предметами. Часто предметы объединяются на основе сюжета(Н:не объединяет кошку и собаку,т.к. они враждуют; объединяет моряк+корабль, овощи+кастрюля ). Часто больной не принимает саму задачу исследования. Н:отказывается производить исключение предметов,
заявляя, что все они «нужные». б)искажения процесса обобщения-больной для обобщения использует либо случайные, либо необычные, странные, либо чрезмерно формальные признаки, которые ничего не говорят о существенных свойствах предметов.( Н:больной кладет вместе стакан и штангенциркуль в группу «Предметы измерения», поясняя: «Стакан измеряет количество воды».)
39.Нарушение динамики мыслительной деятельности.1)Лабильность мышления –особенность в неустойчивости способа выполнения задания. Лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспериментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления. Больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания. Они импульсивно приступают к выполнению.2) Инертность мышления- антипод лабильности. больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.
40.Нарушение личностного компонента мышления.1)Разноплановость мышления- суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Больные могут правильно усваивать инструкцию, но не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок.2) Резонерство – склонность к пустым рассуждениям, “склонность к бесплодному мудрствованию”.Особенности: больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли, больные не заинтересованы во внимании собеседника.3) Бред – не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить. Особенности: возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни; человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей; бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны; 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе влияют на его поведение. 4)Навязчивые состояния (обсессии) – это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают какие-то мысли, страхи, влечения, действия, сомнения (например, навязчивое мытье рук, страх перед числом “3” и т.д.)
41.Методики исследования нарушения мышления.1. Понимание/повторение рассказов. Рассказ читают исп вслух либо предъявляют для самостоятельного ознакомления. Исп должен воспроизвести рассказ и кратко ответить, каков его основной смысл. Учитывается характер изложения, его обстоятельность, связность, лаконичность, умение понимать юмор и переносный смысл 2. Проба Эббингауза. Предъявляется рассказ (в напечатанном виде), в котором пропущены отдельные слова. Надо заполнить пробелы в рассказе. Это проба на критичность мышления, на последовательность и логическую связность умозаключений. 3. Понимание сюжетных картин. Предъявляются картины различной степени сложности. Исп должен ответить на вопрос о том, что происходит на картине. Оценивается понимание сюжет, запас знаний, понимание эмоционального фона картины. 4. Установление последовательности событий. Предъявляется несколько серий сюжетных картинок, различающихся по степени сложности. Необходимо разместить картинки по порядку, так, чтобы в результате получился связный рассказ. 5. Классификация предметов. Исследуются уровень процессов обобщения (способность к обобщению, к выделению существенного сходства между предметами и понятиями), логика мышления, оперативная память и внимание, целенаправленность мышления. 6. Исключение предметов. 7. Определение существенных признаков. 8. Образование аналогий. Определяются умение устанавливать логические связи, последовательность суждений. По аналогии с образцом требуется выделить пару слов в правой части листа. 9. Сложные аналогии. 10. Сравнение понятий. 11. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. 12.Отношение фраз к пословицам. Выявляется возможность соскальзывания на приблизительный смысл. 13.Пиктограмма.