История развития лингвистики
Введение в лингвистику
Полина Сергеевна Дёмина – введение в лингвистику
Письменный экзамен по тории, толкование терминов и практическое задание
Учебники:
Реформатский А.А. – введение в языковедение, М., 2003 год
Шайкевич – введение в лингвистику, 2005, М.
Мечковская – общее языкознание, Минск, 2004 год
Языкознание как наука. Предмет и задачи
Языкознание – наука о языке, его общественной природе, функциях, внутренней структуре, закономерностях функционирования, исторического развития и классификации конкретных языков.
Объект – речевая деятельность (языковые средства, используемые в процессе порождения языка); предмет – язык как система.
Всего в мире существует от 2,5 до 7 тысяч.
Языкознание многоаспектно; выделяется общее и частное языкознание. Общее занимается общими особенностями человеческого языка (проблема происхождения языка, природу, сущность) и вырабатывает методы исследования; частное языкознание изучает конкретные языки, группы языков.
Частное языкознание изучается в 2 аспектах: синхронном (изучение языка в эпоху)и диахроническом (в длительный период – становление языка и т.д.).
Задачи лингвистики:
1) установление природы и сущности языка;
2) рассмотрение структуры каждого языка;
3) работа с языком как с системой (которая действует только целиком);
4) вопросы связи языка и общества;
5) классификация языков;
6) выработка методов исследования;
7) современная лингвистика стремится к прикладному характеру и изучению вопросов, связанных с языковой интерференцией (смешивание, наложение – как знание одного зыка влияет на изучение другого);
8) связь языкознания с другими науками.
История развития лингвистики
Как наука о переводе лингвистика зародилась в доантичные времена (торговый перевод – толмачи переводили договоры). В Индии – толкование священных книг стало областью лингвистики (с санскрита на современный язык).
Философская сторона лингвистики развивалась в Риме и Древней Греции (связь языка и мышления, каким образом мы именуем вещи, откуда произошел язык).
Развитие грамматики производилось арабскими языковедами.
Как наука лингвистика сложилась только к 19 веку, когда встал вопрос о взаимосвязи языков, их родстве (возник сравнительно-исторический метод).
20 век – применение математических методов в лингвистике (математическая лингвистика, машинный перевод). На первый план выходит изучение спонтанной речи, развивается метод эксперимента (для психо-, нейролингвистики).
Связь лингвистики с другими науками
Лингвистика и филология. Это часть филологии (вместе с литературоведением). Лингвистика дает исследование текстов, за счет чего сроятся жанры, стили…
Лингвистика и история. История языка неотделима от истории народа. Для изучения исторических связей между народами используются языковые союзы; появление новых слов говорит о контактах народов.
Лингвистика и этнография. В языке отражается культура народа. На стык эти наук возникла этнолингвистика.
Лингвистика и география. География дает лингвистике естественные границы распространения языков. На границе РФ и Украины возникает «суржик». Лингвистика дает географии ареалы распространения языков в рамках одной страны и мира.
Лингвистика и биологии. На основе биологических данных мы судим, какие отделы головного мозга отвечают за язык; нарушения речи и т.д. Лингвистика дает биологии практическое применение знаний: коррекция (логопеды).
Лингвистика и психология. существует отдельная наука – психолингвистика. Психология дает лингвистике знания о функционировании и развитии психики ,высших психических функций; лингвистика психологии- психотерапию (воздействие словом).
Лингвистика и физика. Физика дает акустическую фонетику (звук речи изучается как любой другой звук); лингвистика дает физике способ тестирования каналов связи.
Лингвистика и математика. Математика дает количественные методы для типологии языков и экспериментов; лингвистика дает математике нерешаемые проблемы.
Лингвистика и социология: функционирование языка в обществе (в рамках социальных групп).
Лингвистика связана почти со всеми науками.
Язык. Речь. Речевая деятельность.
Разграничение языка и речи было проведено Фердинандом де Соссюром (19-20 вв.), швейцарским лингвистом.
Язык | Речь |
Объективен (не зависит от говорящего, существует в принципе). | Субъективна (зависит от говорящего) |
Абстрактен | Конкретна |
Идеален (принадлежит сознанию) | Конкретна (материальна – реализуется в звуках, буквах, собирающихся в слова…) |
Потенциален (шире, глубже, чем мы можем сказать: мы знаем больше, чем говорим) | Реальна (говорим только то, что знаем). |
Системен | Асистемна |
Социален (принадлежит обществу) | Индивидуальна (у каждого – разная) |
Устойчив (меняется очень медленно) | Изменчива |
В практике представлена речь, а язык – это своеобразный конструкт.
Лев Владимирович Щерба в статье «О трояком аспект языковых явлений и эксперименте в языкознании» характеризует язык, речь и др.
Языковая система:
1) принадлежит сознанию;
2) переработка опыта;
3) составление в результате словаря и грамматики.
Языковая система: словарь и грамматика
Языковой материал – совокупность всего говоримого и понимаемого в данной общественной группе.
Речевая система (индивидуальная) – конкретное проявление Зыковой системы у определенного человека. Она названа так, потому что язык принадлежит всем.
Язык – языковая система, которая включает инвентарь (единицы языка) и правила их использования (грамматика). Из единиц в соответствии с правилами грамматики развертывается речь.