Двойственность объекта лингвистики лингвистики: язык и речь. Соссюр о языке и речи

Лингвистика - наука о языке и языковом общении. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Междисциплинарность современной науки о языке.

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Является частью семиотики как науки о знаках. Семио́тика, или семиоло́гия— наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Предмет лингвистики:Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. Субъект и объект лингвистики:Как дисциплина, имеющая ряд принципиальных черт гуманитарных наук, лингвистика не всегда отделяет субъект познания (то есть психику лингвиста) от объекта познания (то есть от изучаемого языка), особенно если лингвист изучает свой родной язык. Разделы лингвистики:Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется::1теоретическая лингвистика:научная, предполагающая построение лингвистических теорий. 2прикладная лингвистика: специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях. 3практическая лингвистика: представляет собой ту сферу, где реально проводятся лингвистические эксперименты, имеющие целью верификацию положений теоретической лингвистики и проверку эффективности продуктов, создаваемых прикладной лингвистикой. Общая лингвистика.В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.Общее языкознание —раздел науки о языке; занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от частных языковедческих дисциплин, выделяемых либо по своему предмету, либо по отдельному языку, ли­бо по группе родственных языков, либо по географической области, внутри которой группируют­ся ареально или типологически близкие языки; устанавливает общие или статистически преобладающие чер­ты всех языков как эмпирически — индуктивно, так и дедуктивно, исследуя общие, значимые для всех людей закономерности функцио­нирования языка, особенности любого речевого акта, текста и т.д.Общее языкознание как наука о естественном языке. Общее языкозна­ние изучает естественный человеческий язык вообще и все языки ми­ра — индивидуальные его представители. Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных и социальных научных дис­циплин, исследующих человека и человеческое общество.

Двойственность объекта лингвистики лингвистики: язык и речь. Соссюр о языке и речи.

Большинство современных ученых (лингвистов, психолингвистов, нейролингвистов) считают наиболее существенной чертой объекта своего изучения его двойственность. Так,В. фон Гумбольдт впервые наиболее ясно выделил в речевой деятельности язык как готовый ее продукт и язык как деятельность. Подобное разграничение производил также главаКазанской лингвистической школы И. А. Бодуэн де Куртенэ, выделивший язык как потенциальную (нереализованную возможность)систему и ее реализацию. Еще дальше в членении объекта языкознания пошелГ. фон дер Габеленц, предположивший разграничивать: 1) речь (Rede), конкретный язык (Einzelsprache) и 2) языко-вую способность (Sprachverm_gen).

Стройное и последовательное разграничение Ф. де Соссюром языка и речи достигается путем бинарных (двучленных) противо-поставлений их отличительных признаков, образующих извест-ные дихотомии или антиномии.1. Язык (langue) — явление чисто психическое, а речь (parole) —явление психофизическое.2. Язык есть система знаков, а речь асистемна, посколькупредставляет собой некий «сверхъязыковой остаток» речевой дея-тельности.3. Язык — социальное явление, тогда как речь — явление ин-дивидуальное.1 Антиномия (_ греч. antinomia _ anti «против» + nотоs «закон») — противоре-чие между двумя взаимоисключающими положениями.4. Язык есть форма, в то время как речь — субстанция, по-скольку включает в себя звуки и значения (субстанция _ лат.substantia «сущность»).5. Язык — существенный компонент (важнейшая часть) речевойдеятельности, речь — нечто более или менее случайное и побочное.В послесоссюровском языкознании эти антиномии были до-полнены другими. Среди них назовем наиболее значительные:Язык — нечто общее, а речь — конкретное (Н.С.Трубецкой).Язык постоянен; речь преходяща, переменна(Н.С.Трубецкой,Луи Ельмслев).

Язык и речь.Противопоставляя язык и речь, Соссюр выделил во внутренней лингвистике две части: 1основную, которая имеет своим предметом язык (наука чисто психическая);2 второстепенную, которая имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности (наука психофизическая).Только лингвистику языка Соссюр считает лингвистикой в собственном смысле слова. Разграничивая язык и речь, Соссюр подчеркивает единство языка и речи .Все диахроническое в языке является таковым лишь через речь.Взаимодействие языка и речи Соссюр подробно прослеживает на явлениях аналогии.Он отмечает, что значительная часть образований по аналогии протекает еще до того, как появляется новая форма.Соссюр показывает также различие языка и речи, устанавливает антиномии речи и языка: социального/индивидуального, общего/отдельного, целого/части,узуального/окказионального, потенции/реализации и др.

Антиномии языка как диалектическое выражение его сущности: антиномия объективного и субъективного; индивидуального и коллективного. Антиномии языка как деятельности и продукта деятельности. Антиномия понимания и непонимания

Работами великого немецкого ученого Вильгельма Гумбольдта (1767--1835) были заложены основы общего и теоретического языкознания. Влияние его лингвистическая теория продолжает сказываться и в современном языкознании. Лингвистические взгляды В. Гумбольдта отражают положения классической немецкой философии. а) Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве "духа народа" и его языка.б) Философские воззрения И. Канта оказали влияние на формирование лингвистических взглядов Гумбольдта. От него Гумбольдт и взял утверждение непознаваемости "вещей в себе". Подчеркивая неразрывную связь языка и "народного духа", Гумбольдт говорит, что эта связь "остается для нас необъяснимой тайной". Противоречивые свойства языка В.Гумбольдт пытался сформулировать в виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. В работе "О сравнительном изучении языков..." Гумбольдт писал, что "сущность языка беспрерывно повторяется и концентрически проявляется в нем самом; уже в простом предложении, основанном на грамматической форме, видно ее завершенное единство, и поскольку соединение простейших понятий побуждает к действию всю совокупность категорий мышления, где положительное есть отрицательное, часть -- целое, единичное -- множественность, следствие - причина, деятельность - возможность, относительное -- абсолютное, измерение в пространстве -- определение во времени, где одно ощущение находит себе отклик в другом, то как только достигается ясность иопределенность выражения простейшего соединения мысли, в изобилии слов оказывается представленным язык как целое". От признания этих диалектических противоречий он переходит к раскрытию внутренней сущности языка, показывая, что язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий и что именно эта противоречивость и определяет характер языка.1.Антиномия объективного и субъективного в языке. "Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен" -- "язык мне принадлежит, потому что я воспроизвожу его сам; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, то меня, очевидно, ограничивает сам язык. Эта антиномия необходима, так как язык, переходя от всего ограниченного, индивидуального к всеобъемлющему бытию, становится великим средством преобразования субъективного в объективное.2. Антиномия индивидуального и коллективного в языке "...Язык не является произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу", но "языки можно считать творением народов, и в то же время они остаются творением отдельных л и ц". 3.Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. "Язык нельзя представлять раз навсегда готовым материалом, который можно перечесть во всем его количестве и весь усвоить себе мало-помалу: его надобно представлять вечно возрождающимся по определенным законам". По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе втем в каждый данный момент преходящее; язык есть деятельность. А потому его определение может быть только генетическим. Таким образом, Гумбольдт верно считал основой существования языка его постоянное развитие.4Антиномия понимания и непонимания. Окончательную определенность слова получают только в речи отдельного лица. Но особенность общения состоит в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово. Отсюда следует, что "никто не принимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении камня. Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах в то же время и разногласие".5.Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. "Язык нельзя представлять раз навсегда готовым материалом, который можно перечесть во всем его количестве и весь усвоить себе мало-помалу: его надобно представлять вечно возрождающимся по определенным законам". По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе втем в каждый данный момент преходящее; язык есть деятельность. А потому его определение может быть только генетическим. Таким образом, Гумбольдт верно считал основой существования языка его постоянное развитие. 6Антиномия языка и мышленияС одной стороны, язык образует мысль, понятие о предмете не может отделиться от слова - так Гумбольдт подчеркивает мысль о неразрывном единстве языка и мышления. С другой стороны, "дух человека" постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. И это, по Гумбольдту, лишь дает языку новые средства выражения. "Из взаимной зависимости мысли и слова получается, что языки являются не только средством выражения уже познанной действительности, но, более того, и средством познания ранее неизвестной".7Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языкаСлова--знаки отдельных понятий, считает Гумбольдт, слово облекается в звуковую форму. формирование понятий представляет собой внутренний процесс. По мнению Гумбольдта, звук произволен по отношению к понятию. Относительно мотивированности элементов языка есть опр. система, кот.прояв-ся в том, что "грамматические формы обусловливаются структурой языка".8Антиномия языка и речи состоит в том, что "Язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности".

5 Функции языка как проявления его сущности. Базовые функции языка. Частные функции.

Функции языка – это проявление его сущности. его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Функции языка – это назначение, роль языка в человеческом обществе.
Функции языка:Главные функции:
Коммуникативная — орудие общения, обмена мыслями.
Мыслеформирующая— как говорит Выготский Л. С. — мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове.ПознавательнаяКроме этого можно выделить другие частные функции языка:
— сохраняющая опыт поколений и передающая его следующим поколениям
— констатирующая — служит сообщением
— вопросительная
— апеллятивная (средство призыва, побуждения)
— экспрессивная (выражение настроений, эмоций)
— контактоустанавливающая
— эстетическая (средство эстетического воздействия)
— функция индикатора, показателя принадлежности к определенной группе людей

Наши рекомендации