Социометрического перцептивного теста
Если психотерапия проводится с клиентами, про которых мы знаем или предполагаем, что их жизнь протекает в осложненных проблемами структурах межчеловеческих отношений, то сначала мы просим их набросать перцептивную социограмму группы, являющейся наиболее важной в их жизни. При планировании терапии необходимо добиваться того, чтобы члены такой группы, например родственники клиента, с самого начала были включены в психодраматическую семейную терапию.
Социометрически обоснованная семейная терапия является важной составной часть психодрамотерапии, в частности психодраматической семейной консультации и терапии психозов. С позиции клиента в его группе психодрамотерапия начинается с проведения перцептивного теста, на котором строится психодраматическое изображение и психодраматическая переработка проблемных ситуаций, возникающих между клиентом и лицами, представленными в социограмме. Из такого изображения вытекают показания относительно дальнейших действий, которые следует предпринять терапевту.
С позиции семьи психодрамотерапия начинается с групповой терапии в другой психодраматической группе, куда принимаются самые сложные или, по крайней мере, самые мотивированные лица из окружения клиента, в идеале, например, оба родителя. В определенное время — также в соответствии со специфическими показаниями — в одной из двух психодраматических групп происходит реальная психодраматическая встреча конфликтующих сторон. Если клиент нуждается в поддержке и защите в своей группе, то реальная психодраматическая встреча с конфликтующим партнером должна состояться именно в ней. Если же последний хотя и является доминантным, однако восприимчив к обратной связи членов своей группы, то при одинаковом составе обеих групп предпочтение следует отдать данной группе.
Если, к примеру, с одной стороны, мы имеем группу родителей, а с другой стороны, группу подростков или группу тяжело больных пациентов, то, разумеется, эти данности также должны быть учтены при выборе группы.
Пример: Йорга, одиннадцатилетнего мальчика, приводят на консультацию в связи с трудностями в учебе и стойкой позицией аутсайдера в семье. Социометрический перцептивный тест, проведенный с ним по критерию «организация досуга», дает следующие результаты:
Мать (М) и старший, семнадцатилетний брат Петер (П) рассматриваются клиентом в парном отношении взаимного притяжения. Клиент считает, что во время семейной прогулки они бы наверняка большую часть времени шли рядом и вместе искали бы сюжеты для фотографических снимков. Дома они тоже часто беседуют друг с другом. Отец (О) наибольший интерес проявляет к старшему сыну, однако при этом он больше контактирует с матерью, чем с Петером. Он вообще мало занимается семьей, ни в хорошем, ни в плохом смысле, а живет целиком своей работой. Особое расположение мать испытывает к своему младшему сыну Гансу. Тот тоже к ней привязан, но всегда неразлучен с двенадцатилетним братом Герхардом (Г) и четырнадцатилетней сестрой Иреной (И). Все трое редко берут с собой играть Йорга. Наверное, виной тому Ганс. Он немало значит в глазах Герхарда и Ирены, поскольку является их заступником у матери. Его, Йорга, мать не любит, другие члены семьи тоже им не интересуются. В этой семье он лишний, и лучше всего ему уйти из дома.
Рис. 10. О - отец; М - мать; Га, Й, Ге, И, П - дети.
В интервью с родителями они указывают, что никогда не испытывали трудностей с другими детьми. Они считают себя совершенно обычными родителями и производят соответствующее впечатление. Мать подчеркивает, что ведет себя с трудным ребенком точно так же, как с его братьями и сестрой. При этом она выглядит очень растерянной.
В перцептивной социограмме матери обращает на себя внимание то, что она чувствует себя отверженной Йоргом, хотя в социограмме Йорга это не выражается. Со своей стороны Йорг чувствует себя отверженным матерью, что также не проявляется в ее социограмме. Эти взаимные ошибочно предполагаемые отвержения и есть главное, что бросается в глаза в социограммах матери и сына. Фактически же первым мать выбирает Петера, с которым она ладит лучше всего, вторым — Ганса, который сильно к ней привязан. Среди остальных детей она не выделяет никого.
В психодраме Йорг демонстрирует свою изоляцию: он изображает, как обособленно ведет себя старший брат Петер по отношению к сестре и братьям. В роли Петера он проявляет определенный интерес к Ирене, однозначному центру семьи. Протагонист изображает Ирену в виде «кошки», которую Ганс настраивает против Йорга, а у нее на поводу идет Герхард. Наибольшая угроза, по мнению Йорга, исходит от маленького Ганса, и он демонстрирует, как тот способен добиться всего от матери. Производит впечатление монолог Йорга в роли матери: «Йорг никому не подчиняется в школе. Он вообще не подходит нашей семье, я всегда это знала». Когда в этот важный момент психодраматического действия психодрамотерапевт дублирует: «...потому что он...» — протагонист не может сказать, почему он не подходит семье.
В параллельной психодраматической группе психодрамотерапевт просит мать изобразить какой-нибудь случай с Йоргом, относящийся к тому времени, когда еще не было с ним проблем, а затем продемонстрировать одну из безобразных его выходок. При изображении последней сцены, помимо вибрации голоса, она не никак не проявляет своей злости, а обращается к мужу с просьбой вразумить Йорга.
Скрытый гнев в голосе клиентки и выраженное в перцептивной социограмме Йорга чувство отверженности матерью являются для психотерапевта поводом, чтобы спросить все еще не отошедшую от игры протагонистку, когда же она возненавидела своего ребенка. Услышав этот вопрос, протагонистка бледнеет и начинает бурно плакать. Наконец она говорит: «Во время беременности».
Тут же разыгрывается новая сцена с еще не родившимся ребенком. В этой сцене мать выражает свое сомнение в том, что отцом ребенка является ее супруг, а не любовник. Она твердо решила сопровождать своего друга в его годичной поездке за границу. Без Йорга это было вполне возможным, потому что для ее относительно молодой, одинокой свекрови позаботиться без невестки о своем сыне и внуках было бы только в радость. Беременность же Йоргом удержала ее в семье.
К ужасу матери, во время археологической экспедиции ее друг погиб. Она боится, что Йорг не его ребенок. Протагонистка бурно плачет.
После этого катартического диалога на углубленное исследование последующей семейной ситуации остается слишком мало времени. Однако на этом занятии необходимо еще выяснить, насколько успешной оказалась реинтеграция клиентки в свою семью. С этой целью терапевт справляется у протагонистки, не желает ли она провести соответствующий диалог со своим младшим сыном Гансом во время беременности. В этом диалоге протагонистка выражает радость и облегчение в связи с примирением со своим мужем, происшедшим благодаря этому ребенку. Еще не родившемуся, она выражает ему за это свою благодарность.
В фазе обсуждения благодаря собственной ролевой обратной связи протагонистка впервые осознает, что относится к младшим детям по-разному.
После этой психодрамы единственный исходящий от Йорга выбор, который приходится на отца, но остается без ответа, имеет, похоже, особое значение в рамках существующей семейной констелляции. В нем вырисовывается по меньшей мере возможность установления более или менее прочных отношений между Йоргом и другим членом семьи. По этой причине на следующем психодраматическом занятии задается вопрос, не желает ли протагонистка спроецировать в игре будущее и обсудить со своим мужем то, как они вместе будут заботиться о Йорге с учетом своих чувств к нему, которые стали ей понятны благодаря последней психодраме. Сцена производит впечатление. Протагонистка свободно говорит о событиях прошлого и признается мужу в своей удвоенной ненависти к Йоргу, которая возникла сначала из-за того, что он не был ребенком столь любимого ею мужчины, а затем усилилась тем, что он постоянно ей напоминал о критическом периоде ее жизни.
В соответствующей реальной беседе отец принимает участие один-единственный раз, чтобы «испробовать», что он может сделать для Йорга. В игре в будущее он выглядит в роли Йорга абсолютно беспомощным. Похоже, он не имеет ни малейшего представления о его интересах и желаниях. В собственной роли он проявляет много усердия. После того как другие участники группы в роли Йорга выразили общие желания одиннадцатилетнего мальчика, а также после многократного обмена ролями, как в роли сына, так и в своей собственной, отец стал проявлять гораздо больше гибкости.
В данном случае прямая психодраматическая конфронтация между отцом и сыном не показана, тем более что уже вскоре после психодрамы отец начал заботиться о Йорге и поощрять его интерес к своей старой коллекции марок и ее дальнейшему пополнению. Теперь они оба часто занимаются марками, беседуют о разных странах, в которых были выпущены эти марки и которые отец большей частью объездил. Рассказы отца пробуждают у Йорга интерес к географии и мотивацию к изучению английского языка, которым Йорг хотел бы владеть, чтобы самому потом когда-нибудь отправиться в путешествие.
За относительно короткое время в поведении клиента произошло явное улучшение.