Мышление в системе подходов (целостный, генетический, активностный)

Целостный подход.

1. Мышление как часть целого. Мышление выполняет роль активного обобщенного опосредованного генератора и интегратора смысловых связей, относящееся ко всем аспектам индивидуального опыта и является главным инструментом усвоения смысловой стороны социального опыта. Активность мышления обусловлена внутренней мотивацией. Генератор – знавательный процесс связывает индивидуальный и социальный опыт. Интегратор – иерархия упорядоченность связей, структурированность.

2. Связь мышления с другими психическими процессами. Мышление и внимание. Мысть требует концентрации, дисциплины и самоконтроля. Мышление требует вмешательства произвольного внимания. Мышление и воля. Трудности, которые возникают при решении задач задействуют дополнительные ресурсы, необходимо волевое регулирование.

3. Мышление как целое.

Единство мыслительных операций. В реальном мыслительном акте представлены все основные мыслительные процессы в разной степени (анализ, синтез, обобщение, абстракция).

Единство видов мышления – наглядно - дей., наглядно – обр., понятийное мышление присутствуют в решении всех видов задач. Теоретическое мышление почти не отделимо от практического. В реалистическом мышлении присутствует часть аутестического, оно выполняет функцию фантазий и мечты.

Единство процесса и результата. Результат может быть источником следующего мыслительного процесса. Процесс завершается понятием, которое далее дает следующий процесс. Потребность >Мотив>Цель>План>Средство>Контроль исполнения>Результат (основной и побочный)>Сличение с целью.

Активностный подход.

1. Мышление – это действие (внутреннее или внешнее). 2. Мышление – внутренне мотивированный процесс. Внутренняя мотивация преобладает над внешними влияниями(ситуативными мотивами). 3. Избирательность мышления – из всех потенциально возможных смысловых связей выбираются определенные, в зависимости от задач, мотивов, потребностей. 4. Предвосхищающий характер мышления – благодаря обобщенности мы можем предсказывать не только в пределах восприятия, а в гораздо более широком круге. Мышление реконструирует прошлое, которое находится за пределами чувственного восприятия и его следов.

Генетический подход.

Филогенез. Преимущество интеллекта для адаптации – перенос прошлого опыта на новые, непохожие ситуации. Жизнь в сообществах требует наличия интеллекта для решения задач. Преобладает наглядно – действенное (механическое) мышление, есть элементы образного (при решении задач) и зачатки понятийного.

Исторический генезис. Изначально преобладало наглядно – действенное мышление, далее начало развиваться наглядно – образное (мифологическое мышление, близкое к абстрактному, понятийному), и затем появилось понятийное. С его появлением открылись широкие возможности для обучения, т.к. стало возможным передавать знания в виде сложных символогических систем. Важную роль сыграло появление письменности, это стимулировало развитие абстрагирования и структурирования идей – развитие понятийного мышления. Излагая идеи письменно, ориентируешься на более широкий круг людей и доступны они более широкому кругу.

Актуальный генезис. А.г.- развертывание мыслительного процесса во времени с качественными изменениями и определенными этапами. В мышлении можно выделить стадии: 1. Проблемная ситцация 2. Формулировка задачи 3. Поиск решения 4. Инсайт, нахождение решения (качественный скачек, но еще не решение) 5. Проверка найденного решения. Когда она привела к результату – акт завершается. В поиске решения можно выделить скрытый процесс, когда занимаемся другими делами, но фоново решаем задачу.

59. Виды мышления: практически-действенное, образное, понятийное(59).

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Понятийное мышление представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

58. Виды мышления: Теоретическое и практическое.

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи.

Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Изначально считалось, что мышление может быть только теоретическим, а действие строилось на основе теоретического мышления; либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно — отражение теоретического мышления. Исследования В. Келера человекоподобных обезьян доказало наличие практического интеллекта.

В этом плане можно отличать «практическое мышление» от теоретического, если под практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, — в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой.

Для решения встающей в ходе практической деятельности задачи отвлеченное теоретическое мышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т. е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление — это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.

Некоторые задачи по существу своему требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщенными положениями и косвенного, опосредованного разрешения, — они требуют теоретического мышления; другие же практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для мышления, направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершается в ситуации действия, в непосредственном действенном контакте с объективной действительностью, — так что «поле зрения» мышления совпадает с полем действия; у мышления и действия одна и та же область оперирования; ход мыслительной операции непосредственно включен в действенную ситуацию, в ход практического действия; в нем практическое действие реализует каждый этап решения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой. Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладывают на нее специфический отпечаток.

Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бы непосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно было бы, пожалуй, — очень условно, конечно, — сказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимущество мыслительной операции, непосредственно включенной в ход практического действенного решения задачи.

Но такая мыслительная операция предъявляет специфические требования: более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; умения быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса; одно дело, если стимулом для мыслительного процесса служит практическая, действенная ситуация, непосредственная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался; совсем другое дело, когда речь идет о разрешении теоретической проблемы, прямо не связанной с практической ситуацией, в которой в данный момент находится человек. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создает различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса.

60. Виды мышления: аутистическое реалистическое.

Аутистичекое мышление - мышление, направляемое внутренними желаниями и стремлениями независимо от внешних реальных фактов. Цель достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т. е. благодаря механизму, зависящему от влияния аффектов. Между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы, так как в последнее мышление очень легко проникают аутистические, т. е. аффективные элементы (стреления).

Аутистическое мышление управляется двумя принципами, которые при отрицательных аффектах противоречат друг другу, при положительных же аффектах совпадают в своем действии.

I. Каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, и он же тормозит появление противоречащих представлений и лишает их свойственного им значения.

II. Мы устроены таким образом, что мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления, неприятного же мы избегаем. Поэтому представления, сопровождающиеся неудовольствием, встречают подобно внешним неприятным переживаниям защитную силу.

Таким образом, аутистическое мышление может давать выражение всевозможным тенденциям и влечениям, которые скрыты в человеке. Так как логика, репродуцирующая реальные соотношения, не является для него руководящим началом, то самые различные желания могут существовать наряду друг с другом, независимо от того, противоречат ли они друг другу, отвергаются ли они сознанием или нет. В реалистическом мышлении, в нашей жизни и в наших поступках большое число влечений и желаний игнорируется, подавляется в пользу того, что является субъективно важным; многие из этих желаний едва ли доходят до нашего сознания.

Две разновидности аутистического мышления: 1.Аутизм нормального бодрствующего человека связан с действительностью и оперирует почти исключительно с нормально образованными и прочно установленными понятиями.2. Сновидение в состоянии сна и выраженный аутизм при шизофрении используют и создают понятия, которые составлены из каких угодно особенностей и могут как угодно видоизменяться. В силу этого обстоятельства сон и шизофрения могут создать абсолютную бессмыслицу, в то время как прочие аутистические продукции легко доступны пониманию всякого нормального человека.

Реалистическое мышление представительствует действительность. Целью реалистических функций является создание правильного познания окружающего мира, нахождение истины. Реалистические механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру; они служат для сохранения жизни, для добывания пищи, для нападения и защиты. Реалистическое мышление работает не с одной только прирожденной способностью («интеллект»), но и с помощью функций, которые могут быть приобретены путем опыта и упражнения индивида. Для реалистической функции существует один только правильный результат.

Наши рекомендации