Он справедлив в своих суждениях
Сознательный и следующий правильным путем мусульманин придерживается справедливости в своих суждениях и не отклоняется от истины ни при каких условиях, так как справедливость и отказ от всего того, что с ней несовместимо, являются самой сутью его религии и его убеждений. Именно об этом недвусмысленно говорят многие аяты Корана и благородные хадисы, повелевающие придерживаться справедливости и не допускающие в этом никаких послаблений или иных истолкований.
Так, например, Аллаh Всевышний сказал:
«Поистине, Аллаh велит вам возвращать доверенное его владельцам, а если будете вы вершить суд среди людей, то — судить по справедливости.» (Женщины, 58)
Справедливостью в понимании отдельного мусульманина и исламского общества в целом является чистая и лишенная каких бы то ни было примесей справедливость вплоть до мельчайших деталей, весы которой в ту или иную сторону не может склонить любовь или ненависть и на чистоту которой никак не могут повлиять родственные связи.
Аллаh Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Будьте стойкими ради Аллаhа, свидетельствуя беспристрастно, (и пусть) ваша ненависть по отношению (к кому-либо из) людей (не доводит) вас до того, чтобы вы отклонялись от справедливости. Будьте справедливы (ибо) это ближе к благочестию, и бойтесь Аллаhа, ведь, поистине, Аллаhу известно, что вы творите!» (Трапеза, 8)
Аллаh Всевышний также сказал:
«И когда говорите, то (говорите) по справедливости, даже если (дело касается вашего) родственника...» (Скот,152)
Высший пример справедливости показал людям посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), когда к нему с ходатайством за женщину из племени Махзум, совершившую кражу, пришел Усама ибн Зайд, да будет доволен им Аллаh. Посланник Аллаhа решительно заявил о том, что ей следует отсечь руку, и сказал ему:
«Как можешь ты просить об отмене наказания, установленного Аллаhом? Клянусь Аллаhом, если бы кражу совершила Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отсек бы руку и ей!» (Аль-Бухари и Муслим)
Такова всеобщая и абсолютная справедливость, действие которой распространяется на старого и малого, правителя и подданных, мусульманина и немусульманина. Другими словами, она одинакова для всех, и этим исламское общество отличается от любого иного.
Одним из исторических фактов, дошедшим до нас через века и достойным того, чтобы стать образцом соблюдения справедливости для всех, является участие в судебном процессе, проведенном судьей Шурайхом, повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллаh, который явился в суд вместе со своим противником, иудеем, укравшим у него панцирь. Уважение и почтение, которые питал Шурайх к повелителю правоверных, тем не менее не помешали ему потребовать от него неопровержимых доказательств того, что кражу совершил именно этот иудей, а поскольку он не смог их представить, судья вынес решение в пользу иудея и против повелителя правоверных. И можно было бы привести много других таких же примеров из истории ислама, указывающих на то, что исламское общество подчинялось истине и справедливости.
Вот почему истинный мусульманин не отступает от справедливости в своих словах и делах, ведь истина является его древним наследием, справедливость пустила глубокие корни в его обществе, а беспристрастие для него представляет собой нечто священное.