Удовлетворяет ли группа потребности личности?

Явные потребности личности члена терапевтической группы прежде всего выражаются в их «главной жалобе», — цели, ради которой они пришли в терапию. Эти личные потребности, обычно, связаны с избавлением от страданий, реже — с самопониманием или личностным ростом. Здесь важны несколько факторов: речь должна идти о существенной потребности личности; группа должна восприниматься как - то, что имеет потенциал удовлетворения этой потребности; и группа должна восприниматься как - то, что реально способствует удовлетворению этой потребности. При этом индивид, естественно, должен испытывать существенный дискомфорт, чтобы иметь необходимую мотивацию для перемен. Отношение между испытываемым дискомфортом и возможностью групповой терапии не линейное, оно криволинейное. Пациенты, испытывающие слишком низкий дискомфорт (в сочетании с низким уровнем любознательности по отношению к группе или к ним самим), как правило, не желают платить цену за членство в группе.

Пациенты, испытывающие сравнительно высокий дискомфорт, могут, с другой стороны, желать платить высокую цену, поскольку они верят или имеют свидетельства того, что группа сможет им помочь. Эта вера может вытекать из следующих источников:

1. Одобрение групповой терапии в средствах массовой информации, друзьями, имевшими успешный опыт групповой терапии, или бывшим индивидуальным терапевтом.

2. Недвусмысленная подготовка со стороны группового терапевта (см. главу 9).

3. Безусловная вера в высшую мудрость авторитарных персон.

4. Наблюдения или получение информации об улучшениях, произошедших у других членов группы.

5. Наблюдение за небольшими изменениями в себе самом, происходящими на раннем этапе групповой терапии. Пациенты, испытывающие исключительно высокий дискомфорт, вследствие экстраординарных стрессов, внутренних конфликтов, неадекватной силы эго, или какой-либо комбинации перечисленного, могут настолько быть подавлены тревожностью и необходимостью реального управления вызывающими стресс внешними обстоятельствами, что групповая цель и групповая деятельность, кажутся не имеющими отношения к его проблемам. Изначально, многие группы не могут удовлетворить те потребности, которые оказывают на индивида очень сильное давление. Крайне больные пациенты не в состоянии терпеть фрустрацию, которая будет иметь место по мере того, как группа будет постепенно становиться эффективным терапевтическим инструментом. Они могут требовать постоянных улучшений, которые группа не в состоянии обеспечить, или они могут строить в себе оборонительные позиции, связанные с тревожностью, которые с точки зрения межличностных отношений настолько дезадаптивны (например, крайняя проекция или соматизация), что заставляют группу изолировать их. Индивиды, страдающие острыми психозами, как мы отмечали, вообще должны быть исключены из амбулаторной интеракционной групповой терапии. Я говорю о первичном критерии отбора; члены группы, которые стали психотиками за время курса лечения, часто могут быть управляемыми в групповой системе (см. главу 12).

Индивиды, которые описывались как «психологически не синзетивные», «психологически неготовые», «неспособные к интроспекции», «негативисты» и «психологические образованные» могут быть не в состоянии воспринимать группу как то место, где могут удовлетвориться их личные потребности. Реально они могут понимать, что их личные потребности несовместимы с целями группы. Чем может помочь исследование межличностных отношений в группе людям со «слабыми нервами»? Эти индивиды тоже вряд ли смогут получать удовлетворение из каких бы то ни было групповых источников. Не только группа не может удовлетворить их личные потребности, но и они не могут удовлетворительно участвовать в деятельности группы (которая требует наличия тех самых способностей, которых им не хватает — интроспекции, сензитивности и т. д.), вследствие чего, они, в конце концов, только увеличат степень внутренней тревожности, оказавшись в позиции девиантов. Есть необходимость в проведении клинического определения уровня чувствительности пациентов, поскольку некоторые хорошо мотивированные, наиболее гибкие индивиды могут обучиться в группе, чтобы стать работающими пациентами в группе. Как бы то ни было, пациенты, обычно использующие отрицание или другие защитные механизмы самообмана, пациенты, стремящиеся к соматизации психологических конфликтов или предпочитающие разбираться с ними непсихологическими методами, не являются подходящими для групповой терапии. Возможная польза, которую они могли бы получить от своего вхождения в роль пациентов, как говорит мой опыт, окажется меньше того негативного баланса, который возникнет между группой, основанной на системе поощрения-наказания, и их уходом из группы.

Наши рекомендации