Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие
Сегодня, когда назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая профессия — социальный педагог, и соответственно разработки по социальной педагогике. Наука обратилась к углубленным исследованиям проблем социальной педагогики, стремясь осмыслить лучший опыт социального воспитания с целью формирования социально-педагогической службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности.
Деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются следующие:
— диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы);
— терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.);
— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);
— информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона)10.
Однако, как подчеркивают многие зарубежные ученые (И.М.Ленер, Ю.Гриз, Й.Тепфер и др.), на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее требуются дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в области терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотрудниками администрации и управлений, социальных служб11.
Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче:
• деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации;
• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;
• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности;
• выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;
• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.
Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.
В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая специалиста в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:
• осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
• изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни;
— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
— посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .
— организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;
— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;
— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12.
Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Место социальной работы в системе образования.
2. Социальная работа в школе.
3. Специфика клиента в системе образования.
4. Основные проблемы социальной работы в школе.
5. Диагностика школьной дезадаптации и проблемы социальной работы.
6. Девиантное поведение подростков.
7. Социальная работа с родителями.
8. Социальный работник и социальный педагог: вопросы профессиональной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гилинский Я.. Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. — СПб., 1993.
2. Справочное пособие по социальной работе. — М.: Юрист, 1997.
3. Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // Российский журнал социальной работы. — 1997.—№ 2. — С. 115—117.
4. Социальные службы помощи детям и молодежи. — Екатеринбург, 1993.
5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.
6. Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. — Барнаул, 1992.
7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993.
8. Лутанский ВД. Социальный педагог: проблемы теории и практики. — СПб., 1993.
9. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. — М.,1996.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 1997.
11. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.
12. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994.
13. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — Москва; Тула, 1993.
14. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М., 1993.
15. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. — М.: Флинта, 1998.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Ringler D., Topfer J. Soziale Arbeit 2000: Wege und Ziele unter Berucksichtigung von professioneller Handlungskompetenz // Katholische Fachhochschule Berlin. — 1996.—№1.
Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. — М.; Берлин: Институт социальной работы, 1998.
2 См.: Безруких М. М. Школьные трудности как социальная проблема // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1. — С. 75.
3 См.: Там же. — С. 75.
4 См.: Там же. — С. 75.
5 См.: Frommann A. Schulsozialarbeit // Handbuch zur Sozialarbeit / Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 870—879.
6 Ibid. — S. 870—879.
7 Рыбакова Н.А. Деловая игра «Как создать социально-педагогическую систему самореализации» (в помощь социальному педагогу-организатору) // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1. — С. 140.
8 Frommann A. Schulsozialarbeit //Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 870—879.
9 Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска // Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». — М.,1998.
10 Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. — М.: Наука. 1995. — С. 74.
11 Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. —М.; Берлин: Институт социальной работы, 1998.
12 Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т 2 — С. 268—270.