Жизненный цикл семьи и стратегия помощи
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку.
Жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свое начало и конец.
Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассмотреть как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является также и его семьей). При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования рода, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.
Нестабильность семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов. Количество разводов в нашей стране является одним из самых высоких показателей в мире.
Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной преимущественно к однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (предоставление льгот, квартир и т.д.) отошли в прошлое. Предпринимаются усилия для разработки теоретического обоснования мер, которые могли бы вызвать увеличение рождаемости, а также для осуществления прональной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики.
Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни.
Сегодня наиболее распространенный тип семьи – нуклеарная семья ( от лат. – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей.
Нуклеарная семьяможет быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми).
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.
Молодая семья– это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет.
Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Это семьи студентов.
Неполная семья– это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в таких семьях является мать, отцы редко.
Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождение внебрачного ребенка. Эти семьи требуют особого внимания, они чаще всего живут за чертой бедности и нуждаются в государственной поддержке. А самое тяжелое положение у семьи, где ребенок рожден вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.
Внебрачная семья,возникает с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Отцы в таких семьях чаще всего не принимают участие в воспитании ребенка.
Семья в повторном браке– это семьи с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены.
Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание.
В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены.
Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. В такой семье следует обращать особое внимание на образовательную и воспитательную программы, в которых бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.
Расширенная семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер). Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей. В результате доминирует тенденция к нуклеаризации; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.
Семьи могут также различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей в семье, их имеющих,–1,6. Многодетных семей (имеющих 3 детей и более, а в ряде территорий – 5 детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить с родителями. Браки заключаются очень рано (и есть тенденция к еще большему омоложению брака), а молодые еще не очень четко представляют себе материально-бытовые перспективы семьи. Образование молодой семьи часто происходит в недрах старшей.
Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных и субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Категории таких семей: семьи безработных; семьи военнослужащих, контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных районах; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; малообеспеченные.
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения.
Особое внимание уделяется полной реализации следующих федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в области социального обеспечения:
Федеральные законы:
– О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;
– О государственных пособиях гражданам, имеющим детей;
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
– Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации;
– О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
Указы Президента Российской Федерации:
– О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
– Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей);
– О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;
– О мерах по социальной поддержке многодетных семей;
Постановления Правительства Российской Федерации:
– О плане действия по улучшению положения детей в Российской Федерации;
– О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
– О федеральной программе «Дети России»;
– О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации.
Таким образом, создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.
В настоящее время сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей.
1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, и обувь, питание беременным женщинам и др.)
4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первичных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей. Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.
Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые, и дети проводят отдых всей семьей.
Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.
Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешенного типа,в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них – это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.
В социальной службе молодежипомогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В центрах реабилитации детей-инвалидовучитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга.В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.
В медико-социальном центреоказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.
Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты.Самыми распространенными являются приюты для детей.Для взрослых создаются социальные гостиницы,для подростков и молодежи – дома интернатного типа,где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.
В центре психолого-педагогической помощисемье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростов.Вних занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти из кризисного состояния.
Центры социальной защитыосуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростов в преступления.
В центрах социально-педагогической поддержки дошкольниковзанимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для малообеспеченных семей.
По-особому тяжела экономическая ситуация, моральная обстановка в семьях с взрослыми или детьми-инвалидами. С появлением такого человека все семейные функции и сам образ жизни деформируется, семья попадает в группу риска. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Катастрофическое влияние на экономическое состояние семей оказывает растущая безработица. Это особенно трагично сказывается на неполных и многодетных семьях. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей.
Технология социальной работы:
– для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;
– контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет государственная инспекция труда;
– выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;
– особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них строятся детские дома-интернаты, оснащенные современным специальным оборудованием;
– нуждающимся гражданам оказывается финансовая помощь и натуральная – в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставление бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.;
– оказание психологической помощи конфликтным семьям.
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии:
– акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;
– системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;
– подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;
– «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: изменение семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
– концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.
Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых – психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление проблемы семьи получили в работах В. Сатир, С. Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, их подходы используются в практике социальной работы с семьей.
Аристотель учил: «Всякая семья составляет часть государства».
В целом, семья как клиент социальной работы имеет важное значение в рамках федеральной семейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов.
Необходимо создание системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры ее социального обслуживания. Социальное благополучие семьи во многом определяет состояние общества в целом, поэтому работа с семьей является одним из стратегических направлений государственной социальной политики и требует дальнейшего совершенствования и развития.
Контрольные вопросы
1. Раскройте место семьи в контексте социальных проблем клиента.
2. Раскройте типы деструктивного семейного воспитания по методике В. Гарбузова.
3. Что означает процессы социализации в семье?
4. Причины конфликтов в семье по Х. Ремшмиту.
5. Что включает стратегия помощи семье?
6. Какие существуют типы семьи?