Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Студент должен:

знать:

- типы решений;

- требования к решениям;

- методику принятия эффективного решения

уметь:

- принимать эффективное решение.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разборка решений, оценка и принятие решений.

Теоретический обзор темы

Управленческое решение – это обдуманный вывод о необходимости осуществлять какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и её членами или наоборот, воздержаться от них.

В процессе управления менеджерам (руководителям) приходится принимать большое количество решений на стадиях планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Управленческое решение представляет собой выбор определенного курса действий из возможных альтернатив.

Управленческие решения классифицируются по уровням управления, содержанию, времени. Процесс подготовки решения включает следующие этапы:

- Постановка проблемы;

- Выявление альтернатив;

- Выбор лучшей альтернативы;

- Внедрение решения в практику;

- Контроль выполнения и результатов.

Практика свидетельствует, что плохие решения часто являются результатом непонимания проблемы. Руководитель видит проблемы там, где их нет, видит только внешние симптомы. В этом случае можно использовать специальные приемы.

Самая простая «идеальная» схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного к другому.

Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru Тема 9. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - student2.ru

Схема 2. Этапы процесса принятия решений.

После выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к её возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации.

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:

1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. В большей части они базируются на интуиции менеджера, принимаются оперативно путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.

2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений, когда определенный круг лиц руководителей и специалистов, способных творчески решать задачи, обладающих конструктивным мышлением вырабатывают решения. Формами обсуждений могут быть: заседания, совещания, работа в комиссии. Наиболее распространен такой метод, как «мозговой штурм», «мозговая атака». Данный метод заключается в создании обстановки, максимально благополучной для свободного генерирования идей, где разрешается опровергать, критиковать идеи.

3. Количественные методы принятия решений положили в основу научно-практический подход, предполагающий выбор оптимального решения с помощью ЭВМ, больших массивов информации.

В ходе принятия решения, в том числе управленческого, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, ограниченность материальных, трудовых, денежных ресурсов, имеющихся в распоряжении лица, принимающего решение.

Во-вторых, соблюдение требований, вытекающих из характера решаемой проблемы. Например, если выполняется заказ, то необходимо учесть не только требования заказчика, но и существующие стандарты, нормы, правила, законы.

В-третьих, анализ вариантов и выбор лучшего из них, исходя из критерия предпочтительности.

В итоге складывается общая технология выработки и принятия решения, включающая анализ, проблему и постановку цели; формирование условий и ограничений; выявление возможных вариантов решения проблемы; выбор оптимального варианта.

Этапы принятия управленческого решения:

1. На основе анализа ситуации в целом определяется, так называемое, проблемное поле, для решения стоящей перед организацией проблемы.

2. Поиск рационального решения проблемы.

3. Постановка конкретных задач и формулировка общих условий их решения, что позволяет выбрать наиболее эффективный и рациональный способ решения проблемы.

4. Определение возможности и целесообразности решения возникших проблем.

5. Работа над рациональным решением, предполагающим определение критериев отбора окончательного варианта.

6. Выработка и принятие рационального решения, формулировка его различных вариантов.

7.Путь принятия рационального решения состоит в выборе его окончательного варианта, который будет реализовываться на практике.

8. Согласование основных положений и путей принятия рационального решения с исполнителями и заинтересованными лицами.

9. Утверждение решения руководством организации или подразделения, которое распоряжается ресурсами для его реализации и несет персональную ответственность за результаты.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под управленческим решением?

2. Перечислите основные типы решений и требования к ним.

3. Каковы основные методы принятия решений?

4. Каковы различия между принятием управленческих решений и принятием решений в повседневной жизни?

5. Каковы различия между решениями, основанными на суждениях, и интуитивными решениями?

6. Какими возможностями выбора располагает руководитель в неопределенной ситуации?

7. Как следует применять методологию рационального разрешения проблем и осуществлять организационные решения?

8. Что понимается под альтернативой при принятии управленческих решений?

9. Как подразделяются решения по времени и месту их осуществления?

10. В чем состоит различие стратегических, тактических и оперативных решений?

11. Какие существуют стадии в определении характера сложной проблемы?

12. Из каких этапов состоит процесс разработки и принятия решения?

13. Как влияет на принятие решения выбор критериев?

Наши рекомендации