Механизмы и методы воздействия СМК на аудиторию

Семинар 5

Вопросы

1. Основные технологии ведения пропаганды:

— методы стереотипизации (У. Липпман, Ж. Эллюль),

— методы мифологизации,

— прием персонализации и создания медийного образа,

— технологии создания образа врага и героя (Р. Уайт),

— чувства страха и вины как механизмы пропаганды,

— правила пропаганды А. Гитлера и Й. Геббельса,

— способы пропаганды К. Миллера,

— 10 способов манипулирования людьми с помощью СМИ Н. Хомского,

2. Агитация как средство мотивирования людей и побуждения их к действию (Г. Блумер).

3. Убеждение как технология воздействия на аудиторию (Р. Чалдини).

4. TED-презентации: основные техники публичных выступлений[1].

5. Техники формирования доверия и привязанности к коммуникатору.

6. Особенности современной российской пропаганды. Основные пропагандисты в России.

Практическое задание (для коллоквиума на паре):

Посмотрите фильм «Крым. Путь на родину»:

- определите основную идею фильма: явную (внешний стимул, фиксирующий внимание объекта) и латентную (скрытый стимул, формирующий мнение объекта и побуждающий его к действию);

- подумайте, какой миф, какие стереотипы и предрассудки лежат в основе этого фильма;

- выявите приемы пропаганды и техники (вербальные и невербальные) манипуляции, которые в нем используются[2];

- выделите основных коммуникаторов в фильме, оценить их образы (кого в фильме можно было бы назвать лидером общественного мнения);

- проанализируйте отзывы о фильме российских и украинских зрителей на разных сайтах в интернете, а также мнения отечественных и западных экспертов (политологов, журналистов, деятелей культуры и т.д.).

Литература:

1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / О.П. Березкина. – М.: Академия, 2009. – 239 с.

2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М., 2004.

3. Васильев С.С. Механизмы и уровни внедрения мифа в массовое сознание: масс-медиа как инструмент социального мифотворчества // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2009. – №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-i-urovni-vnedreniya-mifa-v-massovoe-soznanie-mass-media-kak-instrument-sotsialnogo-mifotvorchestva.

4. Гид: как работает современная российская пропаганда [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slon.ru/posts/57165.

5. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. — [2-е изд.]. — М. : Добросвет : КДУ, 2011. — 228 с.

6. История пропаганды [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://propagandahistory.ru/.

7. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – Юбил. изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2008. – 863 с.

8. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2009. — 380 с.

9. Кузин С. Человек медийный. Технологии безупречного выступления в прессе, на радио и телевидении / С. Кузин, О. Ильин. — М. : Альпина Паблишерз, 2011. — 256, [1] с.

10. Огурчиков П.К. Мифологизация культуры: стратегии и тактики пространственных решений // Аналитика культурологии. – 2013. - № 25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mifologizatsiya-kultury-strategii-i-taktiki-prostranstvennyh-resheniy.

11. Пропаганда эпохи Путина [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.imrussia.org/ru/politics/1344-the-propaganda-of-the-putin-era.

12. Психология массовой коммуникации : учебник для вузов [Гриф УМО] / Н. Н. Алалыкина [и др.]. – М. : Гардарики, 2008. – 251 с.

13. Психология пропаганды. Методы пропаганды [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr71.htm.

14. Секарева И.В. Рекламные и телевизионные мифы как форма манипуляции сознанием // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reklamnye-i-televizionnye-mify-kak-forma-manipulyatsii-soznaniem.

15. Сорокина О.Л. Фашистская пропаганда в войне против СССР // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. - №2(3). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fashistskaya-propaganda-v-voyne-protiv-sssr.

16.

[1] Посмотрите несколько презентаций TED (например, здесь: https://lifehacker.ru/2014/12/21/10-luchshih-video-ted/) и презентации Стива Джобса. Понаблюдайте, какие приемы используют коммуникаторы, как ведут себя на публике.

[2] При просмотре фильма отмечайте для себя временной интервал наиболее интересных, на ваш взгляд, моментов (с точки зрения наличия техник манипуляции), мы на паре выборочно будем смотреть.

Наши рекомендации