Методы воздействия на телевизионную аудиторию (визуальные, вербальные, психологические)

Посредством телесигнала становятся возможными следующие виды манипулирования общественным — массовым — сознанием.

1) Фабрикация фактов.

В данном случае эффект манипулирования происходит в результате мелких отклонений, используемых при подачи материала, но действующих всегда в одном направлении. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях — стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип.

2) Отбор для материала событий реальности.

В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ, с целью подачи единой информации, но различными словами.

3) Серая и черная информация.

Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики.

4) Большие психозы.

Тайными задачами СМИ является превращение граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознания индивидов.

5) Утверждение и повторение.

В данном случае информация подается в виде готовых шаблонов, которые фактически бьют на стереотипы, имеющиеся в подсознании. Чрезмерное повторение в итоге притупляет сознание, заставляя практически без изменений любой получаемой информации откладываться в подсознании.

6) Дробление и срочность.

В данной методике манипулирования, используемой СМИ, целостная информация разделяется на фрагменты, чтобы индивид не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему. Одним из условий успешной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения.

7) Упрощение, стереотипизация.

Пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения. При этом, по его выражению, редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости».

8) Сенсационность.

Выделяется какая-либо псевдо-сенсация. А уже под прикрытием ее — замалчивается по настоящему важная новость (если эта новость по каким-то причинам является опасной для кругов, контролирующих СМИ).

Несмотря на различия форматов различных телеканалов, они используют похожие манипулятивные приемы. Выделим наиболее популярные:

1. Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов.

На основе контраста построен известный прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Телевидение использует время после паузы либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче.

Контрастность также может проявляться в использовании цвета.

2. Прием "спираль умолчания". Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. Чаще всего этот прием используется СМИ накануне различных выборов. Телекомпании, ангажированные кандидатами, представляют в своих материалах предвыборные рейтинги, где на одном из первых мест, как правило, находится фамилия их кандидата. Опросы общественного мнения нередко недостоверны.

3. То, как будет выглядеть политик по телевидению, во многом зависит от отношения к нему журналистов, готовящих материал. В работе «Манипулятивный потенциал СМИ» перечисляется ряд факторов, которые позволяют журналистам манипулировать политиком или его высказываниями:

1) Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т.д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т.д., когда политик импровизирует перед камерой).

2) Характер передачи:

- прямой эфир. В прямом эфире политик застрахован от искажения своих высказываний, но в то же время он должен проявить себя умелым оратором и не позволить журналисту загнать себя в угол на глазах у телезрителей;

- передача в записи. Если передача дается без купюр, то для политика это даже комфортнее, чем прямой эфир, т.к. постоянное давление отсутствует. С другой стороны, журналист может добавить после официальной записи свои комментарии, на которые политик уже не в состоянии отреагировать. Если же интервью дается отдельными кусками вперемешку с комментариями журналиста и различными дополнительными сюжетными ходами, то здесь политик находится полностью во власти телевидения.

- атмосфера интервью: формальная – неформальная, доверительная – враждебная, агрессивная – доброжелательная и т.д. Атмосфера задает тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет дальнейшие оценки зрителей.

4. Прием «непривлекательного ракурса». Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры. Например, выискивают, снимают, а затем систематически показывают, как ведущий оппозиционный политик вытирает пот (в душном помещении или в жару, о чем умалчивается). Телевизионные репортажи о событиях, которые нужно представить в негативном свете, несут в себе элемент документальности, но внимание сосредоточено на кадрах, выхватывающих из большой массы людей трудных подростков, «лиц не русской национальности», нелепые лозунги.

5. Значительную роль в формировании установок потребителей информации играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений. Выделяется два основных эффекта:

1) Эффект очередности информации. Действие данного феномена основано на существующей психологической закономерности, называемой «краевой эффект памяти». Согласно ей лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного блока (например, сообщения об украинских президентских выборах всегда располагались в начале новостного блока).

2) Эффект первичности коммуникационного воздействия. Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Если в последующем появляются факты, которые противоречат первому впечатлению, то реципиент неохотно отказывается от того, во что уже поверил.

6. Речевое построение сообщения.

1) Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации. Например, слово «диктатор» и «уголовный» (однозначно отрицательное значение). Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения («эмбарго»).

2) Учет особенностей речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, т.к. высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего. Возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа речи активизирует непроизвольное внимание аудитории.

3) Подкрепление речевой динамики соответствующей мимикой и жестами. Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение. Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно избегать отрицательных частиц и слова «нет».

7. Ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или же фильмы, содержащие элементы насилия. Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве.

8. Использование приема упрощения при составлении телепрограммы. Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности. Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем. Зрители подсознательно начинают жить жизнью героев телесериалов, а не своей собственной.

9. Особое место в процессе манипулирования занимают новости и информационные программы. Используются прием фабрикации фактов, дезинформации, замалчивания важной информации и выпячивания малозначительной (принцип демократии шума).

«Очень часто манипулирование применяется в репортажах «с места событий». Они создают у зрителя ощущение достоверности и сопричастности, поэтому практически гарантируют то, что зритель поверит в передаваемую информацию». Здесь может применяться такой прием, как трансляция видеоматериалов из архива.

Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает - «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда - образов, снятых «на месте событий».

10. Многие телеканалы изобилуют ток-шоу, которые посвящены различным темам – от насилия до оптимального количества детей в семье. Объединяет их ряд свойств:

а) ток-шоу предлагают готовые модели поведения, навязывают обществу определенные ценности;

б) несмотря на представление различных мнений, непосредственные реакции и эмоции участников, у зрителя создается ощущение наигранности, спланированности, разыгрываемого спектакля;

в) хотя ток-шоу предлагают зрителям делиться своими мнениями посредством звонков в студию, часто ведется рейтинг, все ток-шоу заранее отсняты. За подготовкой этих программ обычно стоят профессиональные психологи.

11. Тенденция последних лет – появление реалити-шоу («Дом-2», «Фабрика Звезд», «За стеклом», «Кремлевская диета»). Свойства и их построение такие же, как и у ток-шоу.

Наши рекомендации