Примечания. [1] Достоинство присуще человеку не в силу ценности, которой он еще может обладать, но в силу ценности
[1] Достоинство присуще человеку не в силу ценности, которой он еще может обладать, но в силу ценности, которую он уже осуществил. Поэтому достоинство он, естественно, уже никак не может потерять. Оно и заставляет нас уважать старость – которая уже осуществила ценности! Но не всех нас: это не относится к той молодежи, которая не знает уважения к старости, не в последнюю очередь потому, что старость пытается сегодня выглядеть как можно моложе – и таким образом превращает себя в посмешище. К сожалению, молодежь, не уважающая старость, достигнув старости, будет лишена самоуважения, и ее будет мучить возрастное чувство неполноценности.
[2] "После шока я забывала все, даже мой адрес – но не навязчивые представления".
[3] Сравните, что пишет Берингер: "При определенных обстоятельствах, именно благодаря смягчению болезни или уничтожению ее симптомов, может наступать даже возврат к прежним качествам личности, может возобновляться работа совести и ответственности, бывшая ранее, под бременем психоза, невозможной. Мой опыт говорит о том, что способность принимать решения может после лейкотомии не уменьшиться, но, наоборот, увеличиться... Всеохватывающая и сознающая себя инстанция "я", которая под влиянием психоза или непрерывно тянущихся ананкастических состояний была скована и утратила способность действовать, благодаря смягчению болезненных симптомов как бы высвобождается... Оставшаяся здоровой часть человека снова достигает самоосуществления, которое было невозможно под властью болезни" (Medizinische Klinik 44, 1949, S. 854-856).
[4] Конечно, столь же правомерно говорить здесь не об "уровнях" бытия, но о его "измерениях". Поскольку духовное измерение впервые появляется у человека и присуще только ему одному, оно является измерением собственно человеческого существования. Если же человека спроецировать из пространства духовного, в котором он действительно "есть", на чисто душевную или вообще телесную плоскость, то в жертву приносится не просто одно из измерений, но собственно человеческое измерение. Ср. у Парацельса: "Лишь вершины человека – это человек".
[5] В конечном счете, можно сказать, что религия или вера в смысл есть радикализация "стремления к смыслу" – в той мере, в какой речь идет о "стремлении к конечному смыслу" или даже о "стремлении к сверх-смыслу".
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)