Виды и психологическая структура общения

Общение - специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отноше­ния людей. Структура общения состоит из следующих компонен­тов: содержание, цель и средства.

Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем моти-вационном или эмоциональном состоянии живого существа, инфор­мация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение много­предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содер­жани.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения вклчает передачу и получение объ­ективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование ра­зумных действий лдей в их совместной деятельности, установле­ние и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое дру­гое. Цель является средством удовлетворения разнообразных по­требностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения - это способы кодирования, передачи, пере­работки и расшифровки информации, передаваемой в процессе об­щения. К средствам общения также относятся: язык, интонация, ми­мика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

когнитивное (обмен знаниями),

кондиционное (об­мен психическими и физиологическими состояниями),

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

деятельностное (обмен действиями, операциями, уме­ниями, навыками).

По целям: биологическое (это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма),

социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов).

По средствам: непосредственным и опо­средованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, ту­ловища, голосовых связок и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом обобщающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Среди видов общения можно выделить также деловое и лич­ностное, инструментальное и целевое. Деловое общение служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное со­средоточенно в основном вокруг психологических проблем внутрен­него характера. Инструментальным можно назвать общение, кото­рое осуществляется по поводу конкретного объекта или явления. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае по­требности в общении.

Важнейшими видами общения являтся вербальное и невер­бальное.

Невербальное - это общение при помощи жестов и пантомими­ки, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного усло­вия усвоения языка.

В общении выделят три взаимосвязанные функции:

- коммуникативная (обмен информацией);

- интерактивная (организация взаимодействия между людьми);

- перцептивная (восприятие людьми друг друга).

Для восприятия человека и его познания в ходе общения субъ­ект неосознанно выбирает различные механизмы. Основным являет­ся механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта по­знания вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном общении представляет отождествление себя с другим человеком. В общении субъект также себя с другим человеком. В общении субъект также использует ме­ханизм каузальной атрибуции (приписывание объекту общения оп­ределенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличност­ном общении включает осознание субъектом того, как он восприни­мается объектом. В ходе общения субъект учитывает поступащую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельст­вующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта общения выполняет для субъекта осведомитель­ную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

Кроме того, процесс общения человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом. Наиболее значимы­ми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей восприни­мающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связан­ный с этническим образом жизни воспринимающего).

Общение и деятельность.

По вопросу соотношения категорий деятельности и общения продолжается конфликт методологического характера. Основное противостояние имеет место между научными позициями, занимаемыми А. Н. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым. В трактовке А. Н. Леонтьева общение является либо одним из частных видов деятельности (деятельность общения, коммуникативная деятельность), либо условием деятельности, либо, наконец, одной из сторон деятельности. Отстаивая эту позицию, ее сторонники указывают на то, что к процессам общения приложимы многие закономерности, категории и понятия, относящиеся к предметно-практической деятельности. Общение, например, как и деятельность, представляет собой активный процесс, характеризуется целью и результатом, решает ряд задач, мотивированно построено на принципе обратной связи с собеседником и т. д.

Позиция Б. Ф. Ломова базируется на следующих аргументах:
А. Противопоставление деятельности и общения - это методологическое недоразумение, выросшее из недоопределенности этих базовых категорий:
- если понимать общение как активность вообще, то ее следует отнести к категории деятельности;
- если понимать общение как деятельность в сложившемся в психологии ее более узком смысле (субъектно-объектные отношения), то это приводит к чрезмерному упрощению и обеднению содержания категории «общение».

Б. Поток сменяющих друг друга индивидуальных видов деятельности, понимаемых именно как отношения «субъект - объект», не есть человеческое 6ытие Такие отношения составляют важную, но все же одну из сторон его бытия. Человеческое бытие - это сложная система отношений человека со всем окружающим его миром.

В. Общение представляет собой другую, не менее существенную сторону бытия человека, а именно отношения - субъектЫ. Общение есть специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в рамках которой осуществляется взаимный обмен индивидуальными видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, интересами, установками, чувствами. Поэтому общение выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы психи ческого ее структуры, динамики и развития. В актах общения осуществляется как бы презентация внутреннего мира человека другим людям.

Г. Если рассматривать общение как индивидуальную деятельность, то возникают трудности определения его места в общей классификационной схеме других видов деятельности.
Это связано, например, с тем, что:
- составляющие схемы общения (отправитель и получатель сообщения, форма сообщения, код, тема и др.) описывают иную плоскость поведения людей, чем составляющие деятельности (операции, действия и др.),
- результат общения является совместным и его трудно отнести к какому-то одному из общающихся индивидов;
- общение представляет собой такое взаимодействие, которое не допускает отделения действий одного партнера от действий других и др.

Д. В совместной деятельности общение выступает как главное условие и способ формирования совокупного субъекта деятельности. Оно обеспечивает этого субъекта новой системой качеств, отличающихся от качеств индивидов, входящих в его состав: умениями обмениваться информацией, планировать и координировать совместные действия, осуществлять взаимный контроль и взаимное стимулирование и др.

Е. Основания для дифференциации категорий деятельности и общения следует искать в различиях тех отношений, которые проявляются в них, а не в мере совпадения этих категорий.

Ж. Категории деятельности и общения нельзя противопоставлять и рассматривать как независимые. Они не просто взаимосвязаны, но и могут переходить друг в друга. Например, преподавательская деятельность строится по законам общения и использует средства и способы, характерные для общения. Вместе с тем, например, театральное представление строится по законам деятельности и использует действия, характерные для деятельности в качестве средств и способов общения. Зачастую внутри самой деятельности много времени занимают процессы общения, которые в данном случае трудно назвать деятельностью. Здесь их главная роль состоит в формировании деловых и межличностных отношений людей.

Таким образом, на уровне состояния современных исследований проблема соотношения общения и деятельности в психологии еще не закрыта. И можно лишь повторить слова сожаления, высказанные Б. Ф. Ломовым, о том, что в общей психологии этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Более того, современная учебная литература по общей психологии (как и соответствующие учебные программы и стандарты обучения) не содержит сколько-нибудь значимого материала по сущности общения, его роли в формировании и развитии процессов психического отражения, развития личности и др.

Наши рекомендации