Психологическая структура общения: его основные виды и функции (М.Е.Лисина).

Общение– взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.

Общение ребёнка и взрослого в большинстве случаев составляет часть их более широкого взаимодействия. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка: потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

На этом основании выделяются три основные категории общения – познавательные, деловые и личностные.

· Познавательные и деловые мотивы играют служебную роль и опосредуют достижение более далёких, конечных мотивов;

· личностные мотивы получают в деятельности общения своё конечное удовлетворение.

М.И. Лисиной выделены четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых 7 лет жизни ребёнка.

1. Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) в развитом виде имеет вид так называемого комплекса – сложного поведения, включающего сосредоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбку, вокализации и двигательное оживление.

Общение младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий.

2. Ситуативно-деловая форма общения (6 месяцев – 2 года) протекает на фоне практического взаимодействия ребёнка и взрослого.

Помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать потребность и в сотрудничестве со взрослым. Детям требуется соучастие взрослого и одновременная практическая деятельность рядом с ним. Ведущими в этом общении становятся деловые мотивы общения. Основные средства общения – предметно-действенные операции. Важнейшим приобретением детей раннего возраста является понимание речи окружающих людей и овладение активной речью.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет) развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире.

С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному теоретическому сотрудничеству со взрослыми, состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. Наиболее типична эта форма общения для младших и средних дошкольников.

4. Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет) – высшая форма коммуникативной деятельности детей в дошкольном детстве.

В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира людей, а не вещей. Она формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Общение имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Старший партнер служит источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объектом познания как член общества, как особая личность.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Наши рекомендации