Диагностическое и статистическое руководство (05М)
Классификация, определение и опксание более 200 психических расстройств. Э8М регулярно обновляется и пополняется; после-днее издание 1994 года называется ЭЗМ-ІѴ. Чтобы избежать по-тенциальных затруднений, вызванных разными подходами к анор-малыюму поведепию, в 05М-ІѴ делается акцент на описании симп-томов и течении расстройства, а не на его этиологии и лечении. В Б8М-ІѴ используется многоуровневая система, т. с. система клас-сификации, в которой группы расстройств расположены по уров-ням в контексте общих симптомов. Поскольку больной может иметь множественный диагноз по нескольким видам расстройств. постановка полного диагноза требует учета всех категорий.
Категория расстройства | Описание |
IКлинические расстройства | Симптомы этих психических расстройств бо-лезненны для пациента или нарушают какую-либо область его деятельности (например, иш-зофреішя и тревоэіспые расстройстш) |
II (а) Расстройства Личности (б) Умственная отсталость | Дисфункция восприятия и реагирования на окружаюший мир (например. параноидальное расстройство и проблемы. связанные с алко-голизмом и наркоманией) |
Расстройства специфических навыков, на-пример, чтения и речи | |
III Общие медицинские условия | Информация, касающаяся физических про-блем, которые могут быть полезны д.тя пони-мания. коррекции или лечения психического расстройства |
IV Психосоциальные проблемы и проблемы внешней среды | Включает рейтинг психосоциальных факто-ров (например, взаимоотношения и пробле-мы окружающей среды), которые могут спо-собствовать текущему состоянию пациента |
V Глобальная оценка функционирования | Общая оценка уровня адаптивного функцио-нирования за предыдущий год. Информация о функциональных возможностях помогает предсказать вероятный исход заболевания |
Аргументы за:
• Такие системы классификации, как В8М-ГѴ, дают ценный диагностический материал для профессионалов, имеющих дсло с психическими расстройствами. При наличии согласо-ванных терминов и категорий расстройств появляется воз-можность эффективного общения между специалистами.
• Они дают понимание этиологии: диагноз расстройства по-зволяет психологу обосновать свою точку зрения о причинах тсх или иных симптомов (к сожалению, это бывает затрудни-тельно из-за расхождений во взглядах на причины психичес-ких расстройств).
• Они дают план для лечения: при поставленном диагнозе можно прописать наиболее подходящий курс терапии. Кли-нические исследования установили, что определенные виды терапии наиболее эффективно работают со специфическими расстройствами.
Аргументы против:
• Представители гумаиистической психологии утверждают, что такие системы классификации обезличивают пациентов и сводят их к ряду медицинских диагнозов.
• Система страдает из-за недостатка достоверности, посколь-ку не все практикующие психологи ставят одинаковый диаг-ноз, наблюдая одинаковые симптомы и располагая соответ-ствующей информацией о том или ином состоянии. Уточне-ние категорий 08М-ІѴ снизило остроту этой проблемы, хотя она по-прежнему очевидна, особенно при некоторых видах расстройств.
• Система дает недостаточно информации о причинах раз-личных расстройств. К примеру, в диагностической катего-рии ишзофреішя существует несколько подвидов. Проблема заключается в том, следует ли их лечить как разновидности одного основного расстройства или как совершенно раз-ные расстройства, имеющие отдельные причины и требую-щие особой терапии.