Методы мотивирования персонала.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика "кнута и пряника". Этот метод использовался для достижения желаемых результатов от работника и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.
С развитием понимания психики человека, возрастания роли человеческого фактора появились психологические методы мотивирования персонала. В основе этих методов лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотиваторы, такие, как признание со стороны членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой.
Мотивировка – рациональное объяснение человеком социально приемлемых причин действий посредством указания на обстоятельства (мотивы), побудившие к выбору данного действия.
той степени сложности и личностного смысла, на которую человек считает себя способным.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
Уровень притязанийхарактеризует:
- уровень оценки трудности будущих действий;
- переживания успеха или неуспеха прошлых действий;
- желаемый уровень самооценки личности.
Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.
Таким образом, уровень притязаний - это стремление к достижению целей и результатов в той степени сложности и личностного смысла, на которую человек считает себя способным.
УСТАНОВКА (attitude) - это внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности. В процессе деятельности - это предрасположенность или готовность исполнителя воспринимать или действовать определенным образом при предвосхищении им определенных ситуаций или объектов, исходя из прошлого своего опыта:
Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Установка - также рассматривается как механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения
Между стимулом и реакцией организма всегда существует важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его готовность, «акцептор действия», т. е. установка. Именно эта настройка всех физических и психических процессов составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека представляет собой реализацию установки.
Кроме того, путём вербального (словесного) воздействия мы также можем создать у человека установку на осуществление определённого действия. Последующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта) будет зависеть от соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.
Выработка и фиксация установки в обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно, нередко создание установки зависит от внутреннего состояния организма.
Виды установок:
-Элементарные установки. Формируются не основе витальных (жизненных) потребностей, в простых ситуациях не осознаются.
-Социальные установки. Формируются не базе оценки отдельных социальных объектов и и ситуаций.
-Базовые социальные установки. Определяют общую направленность личности.
-Система ценностных ориентаций.
Установки могут быть как положительные, так и отрицательные, осознаваемые и неосознаваемые.
Функции установки:
- установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
- установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях;
- установка может выступить и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.
Эффекты установки непосредственно обнаруживаются лишь при изменении условий протекания деятельности.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - это выбор наиболее эффективного способа (варианта, альтернативы, гипотезы) разрешения проблемы.
Принятие решения - акт волевого сознательного действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность.
Принятие решения - процесс преобразования исходной информации в состоянии неопределенности, способствующий достижению цели. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности. Основные этапы принятия решения включают информационную подготовку решения и собственно процедуру принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру принятия решения образуют цель, результаты, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора.
Таким образом, принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления деятельности исполнителя, это также выбор между разными способами достижения поставленной цели на основании сравнения их возможных выгод и последствий.
Виды альтернативности решений:
- безальтернативное: возможен только один вариант действий;
- бинарное: предполагает два противоположных варианта действий;
- многовариантное: содержит несколько различных вариантов действий, нужно выбрать оптимальный;
- инновационное: искусственно конструируется из подходящих элементов прежде отвергнутых решений как принципиально новый вариант.
Виды принятия рений и условий их реализации:
1. Рациональное (аналитическое) решение:
Основа: всесторонний научный анализ проблемы.
Условия: наличие возможности исследовать проблему.
Недостатки: большие затраты времени и средств.
Этапы принятия рационального решения:
- Анализ ситуации и формулировка проблемы.
- Анализ проблемы,
- Определение целей проблемы.
- Оценка необходимости важности решения.
- Выработка критериев принятия решения.
- Поиск вариантов решения.
- Окончательный выбор варианта решения.
- Согласование решения с заинтересованными лицами.
- Утверждение решения руководством.
- Введение решения в действие (создание механизма реализации решения).
- Контроль за выполнением решения.
- Анализ выполнения и корректировка решения.
2. Адаптационное решение:
Основа: аналогия с прошлыми удачными действиями.
Условия: общие и профессиональные знания, навыки и умения, опыт, здравый смысл.
Недостатки: требуемый опыт может отсутствовать, обстоятельства могут не соответствовать прошлому опыту, здравый смысл встречается редко.
3. Интуитивное решение:
Основа: предположение, основанное на «шестом чувстве», что выбор правилен.
Методы принятия решения:
- Метод «проб и ошибок».
- Метод использования готовых алгоритмов принятия решений. В данном случае процедура принятия решения для исполнителя упрощается, так как он заранее обучен алгоритмам оценки ситуации(Аос) и алгоритмам решения (разрешения) проблемной рабочей ситуации (Арп.)
- Метод творческого использования готовых алгоритмов принятия решения. В отличие от предыдущего метода исполнителю требуется адаптировать свои умения оценивать ситуации и их разрешать к несколько нестандартным условиям деятельности.
- Творческий метод принятия.
РИСК (risk) - признание известной опасности. (Руководство по обучению в области человеческого фактора.Doc. 9683 – AN/950. Издание 1-е. – Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Монреаль,1998.)
Риск: название и мера случайного причинения вреда, совокупно сочетающая степень возможности причинения вреда и степень его медицинской или технической, или социально-экономической значимости (тяжести), ГОСТ 12.0.002. Не существует однозначного, надежного, практичного и общепринятого способа такого сочетания. На практике чаще всего качественный характер вреда фиксируют изолированно, а возможность его причинения оценивают как малую, среднюю, большую. В ряде случаев для сочетания обеих сторон риска используют произведение возможности причинения вреда, выраженной в виде вероятности (или частоты) причинения вреда, на степень его значимости, выраженной в стоимостной (денежной) форме. В безопасности труда степень значимости причиненного вреда носит, как правило, качественный характер, а возможность причинения вреда, строго говоря, не описывается вероятностными закономерностями, что делает применение сочетания в виде произведения для безопасности труда некорректным.
Риск - степень реализации опасности в конкретных условиях.
Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.
В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т.е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические,
социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения.В мировой практике для каждого вида деятельности существуют свои степени риска, т.е. вероятность смертельных случаев на частоту тех или иных рабочих ситуаций. Также нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Суммарный риск имеет минимум при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.
Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.
Приемлемый риск обычно на 2–3 порядка строже фактического. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, направленной на защиту человека. Помимо коллективной приемлемости, существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя осознанно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.
Также выделяют риск:
- мотивированный (ситуативный), риск ради достижения определенных выгод (выигрыша, получения одобрения и т. п.). Такой риск - это средство адаптации, приспособления к опасной ситуации;
- немотивированный (бескорыстный), риск, направленный на противодействие опасности, на ее устранение. Проявлению немотивированного риска способствуют сложившиеся социальные установки, утверждающие ценность такой стратегии поведения («риск – благородное дело», «трус не рискует» и т. п.). Демонстрируя подобную стратегию поведения, человек как бы приобщается к общественным нормам, жертвуя своими индивидуальными интересами, пренебрегая своей личной безопасностью.
Ничтожный (пренебрежимо малый) риск - риск, которым мы пренебрегаем в нашей деятельности, включая производственную и трудовую.
Допустимый риск - риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях.
Недопустимый риск - риск, который в данной ситуации считают не приемлемым при существующих общественных ценностях и уровне развития производства.
Общепринятым международным названием границы между пренебрежимо малыми и допустимыми рисками является De minimis.
Остаточный риск - риск, остающийся после предпринятых защитных мер.
Неустранимый риск - стойкий минимальный остаточный риск по всей совокупности возможных профилактических мероприятий при данной технике, технологии и экономических затратах.
Профессиональный риск - риск потери трудоспособности или смерти пострадавшего работника.
Готовность к риску. Она определяется как индивидуальными качествами, так и различными ситуативными факторами, вытекающими из реальных условий. Так, например, с возрастом готовность к риску падает, у более опытных работников она ниже, чем у менее опытных; у женщин реализуется в более определенных ситуациях, нежели у мужчин. На готовности к риску отражается и характер трудовой деятельности.
Кроме того, на готовность к риску влияют социальные факторы:
- отверженность субъекта повышает его готовность к риску;
- она выше, если за ошибку в коллективе приходится расплачиваться одному;
- в группе готовность к риску проявляется сильнее, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Сдвиг риска - социально-психологический феномен , более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями отдельных ее членов, выступающих автономно.
Управление риском (risk management) - методы управления людьми и организациями, позволяющие снизить риски травмирования или заболевания работающих.
Аутсорсинг (outsourcing) - передача работ сторонним организациям, позволяющая одновременно осуществить и передачу этим организациям соответствующих данным работам рисков, включая профессиональные риски.
Страхование профессиональных рисков - социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. отношения по защите имущественных интересов работников и работодателя при наступлении страховых случаев за счет средств страховщика, формируемых из уплачиваемых стра- ховых взносов, что позволяет передать страховщику финансовые риски по компенсации потери потерпевшим застрахованным работником трудоспособности либо (в случае его смерти) потери кормильца его иждивенцев.
КОНТРОЛЬ - деятельность по проверке состояния подготовки, хода и результатов работы исполнителей (организации). Это инструмент анализа, оценок и коррекции делового поведения и действий исполнителей
Г.Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами.
Различают контроль:
- по степени охвата объекта контроля : сплошной, выборочный;
- по регулярности : непрерывный, эпизодический;
- по интенсивности: нормальный, усиленный.
Требования к контролю:
- постоянность;
- оперативность;
- объективность;
- открытость;
- экономичность.
Виды контроля:
- Предварительный (оценка готовности исполнителей (организации) к работе:
а) правленческой системы;
б) персонала;
в) материальных и финансовых и других ресурсов.
- Текущий (оценка выполнения текущих планов):
а) стратегический;
б) оперативный.
- Итоговый (оценка сильных и слабых сторон, анализ результатов).
Текущий контроль-это постоянное или периодическое наблюдение руководителя за действиями исполнителя с целью анализа и оценки текущих результатов его деятельности. Он может быть реализован в форме дробного, поэтапного, шагового или непрерывного контроля.
Итоговый (перспективный) контроль -это оценка деятельности персонала по конечным результатам в сочетании с общей оценкой промежуточных результатов.
Данный вид контроля предполагает предоставление персоналу высокой самостоятельности, ориентирован на конечные результаты и проведение обобщенного не детализированного контроля за ходом выполнения им заданий. Такая форма контроля предполагает доверие к компетенции исполнителя, а это возможно лишь при высоком мастерстве персонала, при наличии выраженных профессионально важные качества исполнителей.
Ошибочные формы контроля.
Нецелесообразно и некорректно использовать следующие формы контроля:
- контроль от случая к случаю;
- контроль вдогонку;
- контроль из недоверия;
- контроль ради наказания;
- тотальный контроль;
- контроль-проформа;
- скрытый контроль;
- не информирование о результатах контроля.
Нередко использование таких форм контроля связано с излишней подозрительностью и недоверием персоналу, с определенными психолого - педагогическими проблемами самого руководителя.
Хорошо организованный контроль исполнения решений в организации позволяет накапливать коллективный опыт и использовать его в интересах совершенствования производственной культуры и воспитания персонала. При это ни промахи, ни успехи в работа не должны остаться без внимания руководства.
КОМАНДА - это небольшая группа людей (обычно 2 -5 человек), взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей при совместной работе.
Команда высшего качества характеризуется:
- высоким уровнем навыков командной работы;
- разделением лидерства, ротацией ролей;
- высоким уровнем энергетики;
- своими собственными правилами и нормами;
-заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга.
При этом членам команды высшего качества присуще:
-общее видение и понимание выполняемой деятельности;
- способность действовать в жестких временных рамках;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- деятельность за границами "зоны комфорта";
- периодические само- и взаимопроверки качества работы;
- общая вовлеченность членов команды в интересы дела и жизни группы (организации);
- самостоятельная разработка путей достижения цели.
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ -это процесс формирования особого способа взаимодействия и взаимоотношения людей, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям совместной работы команды и организации в целом.