Он отдает своим братьям предпочтение перед собой
Сознательный мусульманин — щедр, но щедрость его должна быть уместной. Объясняется это тем, что щедрость является одним из неотъемлемых исламских качеств, которое украшает собой каждого из тех, кто им обладает, возвышает его, внушает людям любовь к нему и приближает их к такому человеку. Это качество пустило крепкие корни в душах сподвижников, да будет доволен ими Аллаh, а проявление его было для них одним из наиболее любимых благих дел, что нашло своё отражение в словах Али, да будет доволен им Аллаh:
"Поистине, мне больше нравится собрать нескольких своих братьев и разделить с ними один или два са'[112] еды, чем пойти на ваш рынок и освободить раба!" (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")
Дело в том, что подобные встречи за столом способствуют упрочению уз любви между братьями по вере, которые дружат между собой, укрепляют дух сочувствия между ними и распространяют в их жизни аромат взаимного человеческого расположения. Всего этого недостаёт человеку, воспитанному в условиях современной материалистической культуры, который стал заботиться только о себе и обеспечении собственных интересов, в результате чего он ощущает духовную пустоту и страдает от собственной чёрствости, глубоко переживая недостаток дружбы и отсутствие искренних друзей.
Этот эмоциональный кризис, переживаемый человеком на Западе и иссушивший источники человеческих чувств в его душе, является тем, что в первую очередь привлекает к себе внимание эмигрировавших туда литераторов как из числа мусульман, так и тех, кто к ним не принадлежит. Они увидели, что материалистическая направленность жизни в западных сообществах как бы смывает человека как такового и превращает его в некое подобие робота, не знающего в жизни ничего, кроме тяжёлого труда, производства и ожесточённой конкуренции в стремлении к материальным благам. Его сердце не радуется другу и он не улыбается, проявляя любовь к товарищу, поскольку пребывает в замешательстве, будучи захвачен темпами и сутолокой. И всё это предстало перед взорами людей, выросших в странах ислама и дышавших воздухом духовности этой религии, благодаря чему их души исполнились любовью к человеку, являющемуся их братом. Увидев же происходящее, они принялись горячо призывать людей, живущих на западе, к любви, братству и познанию друг друга. Так, например, Насиб Арида поднимает знамя этого гуманистического призыва, обращаясь к западному человеку, сердце которого покрыто ржавчиной материализма, глаза ослеплены блеском этой культуры, а уши не слышат ничего, кроме грохота машин, и говоря ему:
О мой любимый, мой друг, мой товарищ,
Любовь моя — не попытка втереться в доверие и не бремя!
Друг мой, ответь мне словами "О брат мой!"
И повтори их, ведь нет слов приятней!
А если хочешь идти один,
Коль скоро тебе я наскучил,
То иди, однако ты будешь слышать мой громкий голос:
"О, брат мой!" — несущий послание.
Эхо моей любви дойдёт до тебя, где бы ты ни был,
И постигнешь ты красоту и величие этой любви.
Ислам не только внушал людям любовь к братским встречам и побуждал их соперничать друг с другом в великодушии и щедрости в том, что укрепляет между ними узы братства, в результате чего привычка проявлять щедрость и расходовать деньги на своих братьев стала неотъемлемой чертой их характера. Кроме того, эта религия объявила, что мусульманин обязан принимать приглашение от своего брата, и ему не следует пренебрегать им. Именно так поступали сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), отвечавшие на зов братства и принимавшие приглашения своих братьев. Более того, они считали ответ на приглашение обязанностью по отношению к своему брату, которую они должны выполнять, рассматривая любые упущения в этом отношении как нечто греховное. Об этом свидетельствует хадис, который имам Аль-Бухари приводит в "Аль-адаб аль-муфрад".
Сообщается, что Зийад ибн Ан'ам Аль-Ифрики сказал: "При жизни My'авийи, да будет доволен им Аллаh, мы приняли участие в морском походе, во время которого наше судно прибило к судну Абу Айуба Аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh. Когда у нас был готов обед, мы послали за ним, и он пришёл к нам, сказав: "Вы пригласили меня в то время, когда я пощусь, но я обязательно должен был принять ваше приглашение, так как слышал, как посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, есть шесть вещей, исполнения которых мусульманин вправе ожидать от своего брата, а если тот откажется хоть от чего-нибудь из этого, это будет означать, что он отказался от выполнения одной из своих обязанностей по отношению к своему брату: он должен приветствовать его при встрече, принимать его приглашение, если он пригласит его, желать ему блага, если он чихнёт, навешать его, если он заболеет, прийти к нему, если он умрёт, и дать ему совет, если он попросит у него совета.»
Более того, они считали, что если мусульманин отказывается от приглашения своего брата без уважительной причины, это значит, что он не повинуется велению Аллаhа и Его посланника, на что указывают слова посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), который сказал:
«Поистине, наихудшим угощением является угощение свадебного пира, когда оно не достаётся тем, кто на него является, и когда на него зовут тех, кто отказывается, что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаhа и посланника Его!» (Муслим)
Братство в вере не является пустым лозунгом или хвастовством ради рекламы и пропаганды. Это — священная связь, требующая выполнения определённых обязательств и соблюдения определённых прав, о чём известно всем тем, кто по-настоящему уверовал в Аллаhа и в последний День и должным образом усвоил истины ислама. И мы обнаруживаем воздействие такой веры и плоды подобного усвоения в делах ансаров, которые продемонстрировали наилучший пример любви и предпочтения своих братьев-мухаджиров самим себе, так как когда мухаджиры переселились к ним ради своей религии, не имея ничего, ансары отдали им всё, что имели, а некоторые из них даже говорили своему брату: "Вот мои деньги, возьми же себе половину!" Что же касается мухаджира, то на подобное проявление чувств со стороны своего брата из числа ансаров он отвечал ещё более благим, говоря ему: "Да благословит тебя Аллаh в твоём имуществе и в твоей семье, а я ни в чём из этого не нуждаюсь. Пусть мне только покажут рынок, чтобы я начал работать".
И бывало так, что ансар оказывал гостеприимство своему брату из числа мухаджиров, хотя дома у него не было ничего, кроме еды для детей, оказывая ему предпочтение перед самим собой и своими детьми, и говоря жене: "Уложи детей спать, потуши лампу и подавай гостю то, что у тебя есть, а мы сядем за стол вместе с ним и сделаем вид, что тоже едим, но на самом деле есть не будем". И они садились за стол, после чего гость принимался за еду один, а супруги ложились спать голодными. А на следующий день такой ансар являлся к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) и он говорил ему:
«Аллаhу понравилось то, как вы принимали вашего гостя этой ночью!» (Аль-Бухари и Муслим)
Предпочтение, отдававшееся ансарами мухаджирам, и готовность поддержать их материально были столь сильны, что они даже сказали Пророку (мир ему и благословение Аллаhа): "Раздели пальмы между нами и нашими братьями". Он сказал: "Нет". Тогда они сказали: "Вы будете помогать нам добывать пищу,[113] а мы поделимся с вами урожаем" — и они сказали: "Слушаем и повинуемся!"
Мухаджиры высоко оценили поступок ансаров и сказали Пророку: "О посланник Аллаhа, не видели мы, чтобы кто-нибудь ещё оказывал нам такую поддержку в малом или проявлял подобную щедрость во многом. Они избавили нас от трудов и разделили с нами то, что приходит без усилий, и мы даже стали бояться, что вся награда достанется им!" Он сказал: "Нет, пока вы будете благодарить их и взывать к Аллаhу с мольбами за них". (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад", Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса'и)
Достаточно сказать, что хвалу ансарам воздал Сам Аллаh, который отметил их прекрасный поступок, посвятив им часть ниспосланного Им Корана, рассказав об этом уникальном случае самоотречения и увековечив их в качестве живых, реальных и высоких примеров освобождения от скупости душ.
Аллаh Всевышний сказал:
«А те, кто имел дома (в Медине) до них и принял (новую) веру, любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было даровано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости.» (Собрание, 9)
Светлый образ ансаров в благородном Коране навсегда останется источником света для человечества, плутающего в лабиринтах вожделений, себялюбия и скупости, а их пример всегда будет служить делу призыва людей к щедрости и самоотречению.
Ансары, да будет доволен ими Аллаh, осознали, что означает братство в вере, когда посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) побратал их с мухаджирами. Они были истинными верующими, желавшими братьям своим того же, чего желали самим себе, поступая так, как указывал им благородный посланник. Они не жалели для своих братьев ничего из мирских благ и добровольно уступали им половину того, чем владели, радуясь этому сердцем и душой. В самом начале переселения они даже объявляли мухаджиров своими наследниками, не включая в это число некоторых кровных родственников. Ансары поступали так в стремлении должным образом поддерживать узы братства, к которому их привёл посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа). Об этом сообщается в хадисе, переданном Аль-Бухари со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллаh ими обоими, который сказал: "Когда мухаджиры прибыли в Медину, мухаджир наследовал ансару в обход кровных родственников, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) соединил их между собой узами братства, но после того, как был ниспослан аят, в котором говорилось:
«… кровные родственники ближе друг к другу…» (Сонмы, 6)
— такой порядок наследования был отменен, но остались помощь, предпочтение и поддержка".