Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего
Психологические принципы обучения взрослых
Создание команды. Психологические игры и упражнения
Технология ведения тренинга. Теория и практика
Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие
Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие.
Эффективный воркшоп. Динамическое обучение
27. Что такое социально-психологический тренинг? // В сборнике Детский психолог. Под ред. Е.И.Рогова. ЮО РАО, РГПУ, Ростов-на-Дону, Вып.7, 1995, с. 52-72.
28. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. С. 612-621. (Методика «Социометрия»).
29. Шевандрин Н.И. Основы социальной психологии. Учебное пособие в 3-х частях. РГПУ, Ростов-на-Дону, 1993.
30. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. Под ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2008. (В книге собраны авторские программы тренингов следующей проблематики: разрешение конфликтов, управление умений, организационного развития, командообразования, лидерства, развития сплоченности школьного коллектива, адаптационный тренинг эффективной самопрезентации, а также продаж, управления агрессией, публичного выступления, межкультурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, когнитивно-ориенированный тренинг толерантности, расширения ролевого репертуара подростка, эффективного взаимодействия детей и родителей).
http://psyhea.psyf.sfedu.ru//ru/ipuib ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА
http://psyhea.psyf.sfedu.ru//ru/babiyants БАБИЯНЦ КАРИНЭ АРТЁМОВНА - ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА, НА КОТОРОЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ГЛОССАРИЙ
Адекватности индекс – группы или отдельного члена группы есть отношение числа угаданных выборов к числу ожидаемых выборов.
Аутосоциометрия –специальный метод изучения социальной перцепции, особенностей восприятия и понимания членами группы друг друга. Построена по принципу «предиктивной эмпатии», основной методический прием которого состоит в возможно более точном воспроизведении (угадывании) испытуемым каких-либо оценок (суждений, действий) за другого человека. В контексте исследования групп и коллективов аутосоциометрический метод позволяет изучить, насколько группа осознает и правильно оценивает внутригрупповые связи, насколько точно члены группы осознают свое положение в системе взаимоотношений и взаимоотношения других членов группы между собой.
Аутсайдер - лидер отрицательной направленности, тот, кто находится в конце списка, таблицы, отстающий от остальных; неудачник, проигравший; полит. кандидат или участник с наименьшими шансами на победу; асоциальная личность, человек, отрицающий надобность общества, обходящийся без общества.
Большая группа. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
Величина ошибки – определяется с учетом знака (вектор) как разница между количеством полученных и количеством ожидаемых выборов. Вектор указывает на тенденцию к завышению или занижению индивидом своего статуса.
Волевые взаимоотношения –в них отражаются возможности волеизъявления личности в группе и характеризуются мерой автономности (зависимости), индивидуальных действий, поступков, поведения относительно групповых ожиданий, норм и правил.
Граница доверительного интервала– математическое вычисление достоверности статусов членов группы.
Групповая активность означает, что люди действуют вместе так, что между ними устанавливается некое разделение труда и налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. В группе постепенно складываются общие настроения, мнения, цели, нормы поведения, ритуалы.
Деиндивидуализации феномен — потеря самоосознания и чувства личной ответственности в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.
Двойные социометрические критерии– изучают партнерские отношения и предполагают выбор – отвержение партнера равной роли. Например, выбор товарища по парте.
Диагностика групп – это диагностика межличностных отношений, в которые включены люди. Совместная деятельность людей неизбежно приводит к межличностным отношениям.
Динамические процессы в группе - давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости; формирование социальных и распределение групповых ролей; изменение активности членов группы: возможны феномены фасилитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и ингибиции (торможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди); изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нормы); групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое индивидуально); подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственности, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.
Изолированный член группы –член группы, не получивший ни одного выбора или отвержения.
Интегрированность групповая –характеризует степень включенности членов группы в общение в данном совместном виде деятельности (в зависимости от выбранного критерия).
Когнитивные взаимоотноешния порождаются взаимопознанием людей в процессе общения и совместной деятельности. Они характеризуются взаимопониманием, наличием сочувствия, сопереживания, соучастия или, напротив, непониманием людьми друг друга.
Коллектив(от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
Коммуникативные взаимоотношения отражают активность психологических связей членов группы. Положительные тенденции в их развитии характеризуются легкостью оющения, удовлетворенностью им. Отрицательные представляются в ощущении скованности, Коммуникативных барьеров, в фенгмене затрудненного общения.
Корпорация(от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания. Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество». Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.
(определение дано по http://ru.wikipedia.org/)
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. Определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Критические значения Сальвоса – статистически достоверная таблица степени асимметричности распределения, необходимая для вычисления границ доверительного интервала.
Лидер (звезда, ядро) - тот, кто возглавляет, ведёт, руководит, самый главный, сильный, передовой субъект в группе; тот, кто ведёт или возглавляет остальных
Малая группа (социол., психол.), простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определёнными эмоциональными отношениями между всеми её членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья, школьный класс, производственная бригада и т. п.). Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) малой группы.
Межгрупповые отношения – отношения между малыми группами (соревновательные, конкурентные, дружеские, спортивные и т.д.)
Межличностные отношения – субъективно переживаемая взаимосвязь между людьми, которая объективно проявляется в характере и способах взаимных влияний в процессе совместной деятельности и общения.
Непопулярный член группы –член группы, получивший маленькое количество выборов и большое количество отвержений.
Ожидаемые выборы – число выборов, которые член группы ожидает получить от других членов группы.
Одинарные ролевые критерии– позволяют выявить отношения лидерства – подчинения, неформальную структуру авторитетности. Организационный критерий
Отверженный член группы –получивший наибольшее количество отвержений без единого выбора.
Популярный член группы –получивший наибольшее количество выборов и незначительное количество отвержений.
Ранжирование- процедура, определяющая последовательность расположения рядов показателей (например, присвоение первого ранга – наиболее выраженному качеству (5 баллов), второго ранга – чуть менее выраженному (4 балла), третьего ранга – менее выраженному (3 балла), четвертого ранга еще менее выраженному (2 балла), пятого ранга – наименее выраженному (1 балл).
Ранжированием также называет процедура смены мест высказываний («перетасовывание» последовательности высказываний) в опросах или тестах, для того, чтобы избежать привыкания и механических ответов на вопросы, например одному и тому же человеку задаются вопросы, относительно разного качества продуктов: Вы употребляете кислое молоко? Едите ли вы конфеты на основе сахара? Курите ли вы? И т.д. Далее предлагается одна и та же последовательность ответов, например: постоянно, часто, иногда, редко, никогда. Если вопросов много, то респондент начинает отвечать механически, в этом случае прибегают к ранжированию ответов.
Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы:
1. наличие внутренней организации;
2. общая (групповая) цель деятельности;
3. групповые формы социального контроля;
4. образцы (модели) групповой деятельности;
5. интенсивные групповые взаимодействия
6. социальное положение
Определение социальной группы включает четыре основных момента:
- социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
- стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;
- идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;
- хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.
Виды социальных групп. Выделяются большие, средние и малые социальные группы.
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям: по принципу формальности:
а) формальные;
б) неформальные;
- по размеру:
а) диада (2 человека);
б) триада (3 человека);
в) малая группа (до 30 человек);
г) большая группа (более 30 человек);
- по длительности существования:
а) временные;
б) постоянные;
- по регулярности и частоте взаимодействия:
а) первичные;
б) вторичные;
- по степени сплоченности:
а) группа;
б) команда;
- по ведущей деятельности:
а) учебные;
б) спортивные;
в) семейные;
г) управленческие;
д) производственные и т. д.;
— по факту существования:
а) номинальные;
б) реальные;
— по признаку цели:
а) целевые;
б) функциональные;
в) по интересам;
г) дружеские;
д) референтные (носители образцов поведения.
(определение дано по http://ru.wikipedia.org/)
Социограмма– мишень из трех страт, отражающая статус и взаимодействияе членов группы.
Социоматрица– сводная таблица выборов и отвержения по одному социометрическому критерию.
Социометрия –метод изучения структуры межличностных отношений, способ измерения связей предпочтения, возникающих в ситуации выбора.
Социометрический статус индивида - количественный индекс, выражающий отношение группы к одному из ее членов. Величина индивидуального социометрического статуса может сильно варьировать при разных критериях выборов. Только у лидеров она, обычно сохраняется на одном и том же уровне, вне зависимости от критерия.
Социометрические страты– концентрические окружности, вписанные друг в друга, отражающие статус членов группы (центральная страта – лидеры, средняя страта – популярные, крайняя страта – непопулярные, отвергаемы и изолированные).
Социометрический критерий – вопрос, отражающий реальную ситуацию и носящий конкретный характер и отражающий значимую для членов группы ситуацию.
Специальный (частный)– связан с конкретными сферами жизнедеятельности группы (неформальное общение, выполнение официальных групповых задач, преодоление трудных ситуаций).
Сплоченность групповая –индекс психологической взаимности. Сплоченность бывает очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и вместе отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и коллективом в целом, а поэтому делают все для успеха. Бывает и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.
Средние социальные группы - производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
Тренинг психологический(англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг может рассматриваться как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Угаданные выборы –совпадение полученных и ожидаемых выборов.
Фасилитация социальнаяпроявляется в том, что присутствие других возбуждает, и это усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, например, велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. При сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, присутствие людей и возникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции.
Фундаментальный (общий) критерий –выявляет глубокую структуру взаимоотношений, близость субъектов относительно совместной деятельности, организующей, основополагающей, для малой группы (производительная деятельность, учебная, художественная и т.д.)
Экспансивность психологическая:
1.Индивидуальная - характеризует потребность личности в общении, степень активности во взаимодействии с другими, тип и интенсивность этого взаимодействия. Бывают положительные и отрицательные.
2. Групповая – характеризует интенсивность группового взаимодействия.
Эмоциональные взаимоотношения – отражают взаимную привлекательность членов группы (физическую, психическую, деловую).
Приложение 1. Образец «Заключения».
В результате проведенного диагностического исследования малой группы можно дать следующую социально-психологическую характеристику:
1.Исследуемый школьный коллектив имеет средний уровень развития (Л=66,7), что характеризует его как группу-кооперацию. Анализ качественных характеристик дал следующие результаты: направленность (№№5,14,15) – К=12,7; организованность (№№4,10,12) – к=12, подготовленность (№№2,6,7) – К=8,7, психологическое единство: интеллектуальное (№№ 3,9,13) – К=10,7, волевое (№№ 1,6,11) – К=12,4, эмоциональное (№№ 7,16,18) – К=9,1.
Средний уровень направленности и организованности группы указывает на присутствие социальных ценностей, принятых группой целей, выраженных мотивов деятельности, положительных норм и ориентаций. Группа характеризуется наличием организаторского потенциала, который мог бы создать предпосылки к эффективному самоуправлению.
Уровень подготовленности группы выражен баллом «8,7», что ниже направленности и организованности. Следовательно, мы можем организовать коррекционные процедуры когнитивного характера на определение и развитие уровня знаний, умений, опыта каждого члена группы, и коллектива в целом, для достижения успешной реализации деятельности.
Психологическое единство группы наиболее выражено волевым компонентом (10,7), что указывает на способность группы противостоять трудностям, на выраженную в достаточной степени стрессоустойчивость. Однако эмоциональный и интеллектуальный компоненты выражены слабее. Следует рекомендовать коррекцию процессов оптимального взаимопонимания и взаимоинформированности.
2. Общая характеристика межличностных отношений в группе по результатам социометрических показателей (Таблицы №№…..) выявляет в целом спокойные, бесконфликтные структуры отношений, так как нет противостоящих микрогруппировок, отверженных и изолированных членов группы, коммуникативная составляющая внутригрупповых отношений имеет положительную динамику.
Поученные индексы социометрического статуса (социограммы №№ …) подтверждают наличие относительно сплоченной, адекватно организованной группы, без явного разделения на микрогруппы. Если микрогруппы обнаружены, необходимо описать их состав – однополый или разнополый, статусный состав микрогруппы, например, лидер и два популярных члена группы, и аутсайдер и два отвергаемых члена группы. Наличие двух разнонаправленных микрогруппировок, как правило, создают конфликтную ситуацию в группе.
Далее рассматриваются статусы членов группы: сколько лидеров, какого пола, сколько популярных, непопулярных, изолированных, отвергаемых и о чем это свидетельствует (чем больше изолированных и отвергаемых, тем меньше групповая сплоченность, чем однороднее состав группы (например, отсутствие лидеров и равное количество членов группы по популярности, тем сплоченнее группа).
О высокой (или невысокой сплоченности) свидетельствует также коэффициенты: сплоченности «С», вычисленный по формуле (Чем ближе «С» к 1, тем выше сплоченность), экспансивность, интегрированность.
По фундаментальному критерию лидером является №3. Лидер был определен методом вычисления границ доверительного интервала. При вероятности допустимой ошибки р≤0,05, членов исследуемой группы получивших менее 2,1 (округлим – менее 2-х выборов) можно считать непопулярными, а членов группы, получивших более 5,4 (5выборов) – «популярными». Менее популярными являются №№ 1,6,2, не популярными №№4 и 5. Отверженных и изолированных нет.
В группе наблюдаются мигкрогруппировки, имеющие замкнутую структуру (1,2,3), состоящую из лидера №3 и двух популярных членов №№ 2,3. Также есть интересная группировка (4,6,2), где два популярных члена группы дружат между собой и взаимно отвергают непопулярного члена группы №4. Характер микрогруппировок указывает на отсутствие сильно выраженного их противопоставления, так, группировка 1-3-2 включена в состав 1-2-6. Это женская половина класса. Диада 4-5 принадлежит к мужской половине класса, однако, несмотря на то, что она непопулярна, мы наблюдаем наличие взаимных выборов и отвержений с популярными членами группы. В целом, можно сделать вывод о достаточно выраженной структуре межличностных отношений по формальному критерию. Высокой сплоченности коллектива можно добиться, проводя коррекционную работу по разъяснению поло-ролевого статуса членов группы.
По частному критерию….(делается похожий анализ)
По одинарному критерию….(делается похожий анализ)
Индекс групповой экспансивности равен «4,5» – средняя интенсивность группового взаимодействия. Индекс интегрированности группы равен «1» – высокий уровень. Индекс сплоченности равен «0,9» – высокий уровень. Все три показателя имеют высокий уровень развития, что характеризуют группу как сплоченный и высокоразвитый коллектив.
3. Индекс групповой адекватности А=0,9 – приближается к высокуому. Адекватным является восприятие себя в группе №№1,6, с завышением своего статуса -№3, с занижением №№2,5.
В целом группа правильно осознает и оценивает внутригрупповые связи, но не все члены группы осознают свое положение. Рекомендованы:
1. Коррекция рефлексивного образа «Я» членам группы №№ 4,2,5
2. Коррекция внутригрупповой активности.
4.По методике изучения мотивов выбора высокие оценки (более 5) по искренности, доброте говорят о важности соответствующих черт для осуществления выбора данным человеком. Решающими для его выбора моно считать те же качества. Следовательно, индивидуальным критерием предпочтения является качества «искренность», «смелость», что совпадает с мотивационным ядром в данной группе (К = …).
5. Методика диагностики уровня развития взаимоотношений указывает на то, что в группе в целом выражен высокий уровень коммуникативных взаимоотношений (К=1,2), что говорит о ее высокой активности, легкости взаимодействия между членами группы и удовлетворенности этим взаимодействием. Когнитивный компонент свидетельствует о равенстве тенденций положительной и отрицательной направленности, что свидетельствует о наличие в коллективе сочувствия, эмпатии, взаимопонимания, и в то же время непонимания поступков в той или иной сложной ситуации (межличностный конфликт). Невысокий эмоциональный компонент указывает на преобладание эмоционально близких контактов с группой над безразличием и антипатией. Волевые взаимоотношения также недостаточно развиты, и указывают на выраженную зависимость в действиях, поступках, суждениях, о нерешительности, несвободе в принятии решений.
Карта индивидуальных отношений испытуемого №3 с одноклассниками и учителями указывает на преобладание зоны отрицания положительных взаимоотношений (I). Это свидетельствует о присутствии эмоционального контакта с классом и руководителем, высокий уровень коммуникации, взаимопонимания равно выражено с одноклассниками и учителями. Однако волевые взаимоотношения одинаково низко выражены (К=…) с одноклассниками и с учителями, что подтверждает данные о наличии конфликта, низкой самооценке, низкой мотивации, выраженной астении. В качестве психолого-педагогического воздействия рекомендованы: тренинг уверенности в себе, тренинг на сплоченность коллектива, индивидуальная психокоррекционная работа с членами группы №№3,4,6.