II. Рабочие учебные материалы

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

IX – XX вв.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

БЛОК КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Институты: все

Направления подготовки высшего профессионального образования

080000 – Экономика и управление

140000 – Энергетика, энергетическое машиностроение и

электротехника

150000 – Металлургия, машиностроение и материалообработка

190000 – Транспортные средства

200000 – Приборостроение и оптотехника

210000 – Электронная техника, радиотехника и связь

220000 – Автоматика и управление

230000 – Информатика и вычислительная техника

240000 – Химия и биотехнология

260000 – Технология продовольственных продуктов и

потребительских товаров

280000 – Безопасность жизнедеятельности, природообустройство

и защита окружающей среды

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

Утверждено редакционно-издательским советом университета

УДК 93(470+571)

Отечественная история. IX-XX вв.: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины, блок контроля освоения дисциплины) / сост. В.С. Измозик. – СПб.: СЗТУ, 2007 − 141 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В УМК рассматриваются важнейшие проблемы отечественной истории, дается характеристика исторического процесса и его основных особенностей, содержатся рекомендации для самостоятельного изучения, имеются тренировочные и справочные материалы.

Рассмотрено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук 2.04.07 г., одобрено методической комиссией Института управления производственными и инновационными программами 23.05.2007 г.

Рецензенты: кафедра социально-экономических наук (зав. каф. Б.В. Павлов, д-р ист. наук, проф.); Б.А. Старков, д-р ист. наук, проф., зав. каф. истории России и зарубежных стран СПбГУЭиФ.

Составитель: В.С. Измозик, д-р ист. наук, проф.

© Северо-Западный государственный заочный технический университет,

© Измозик Владлен Семенович

I. Информация о дисциплине

Предисловие

Дисциплина «Отечественная история» изучается студентами всех специальностей и всех форм обучения в одном семестре. Дисциплина «Отечественная история» включает в себя следующие разделы: история: ее предмет и методы изучения; основные этапы и проблемы российской истории IX - XIX вв.; основные проблемы российской истории в XX – начале XXI вв.; основные итоги и проблемы российского исторического процесса в начале XXI в.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов систематических знаний по истории возникновения и развития человеческого сообщества на территории России.

Задачи изучения дисциплины:

- систематизировать ранее полученные знания по отечественной истории;

-сформировать у студентов научные представления о методологии и методах изучения истории России;

- научить оперировать основными историческими фактами, датами, событиями.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами зна-

ний по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях:

Иметь представление:

- о современной периодизации отечественной истории в контексте взаимосвязи с периодизацией всемирной истории.

Знать:

- основные исторические факты, события, даты, имена исторических деяте-

лей;

- основные концепции процесса исторического развития России.

Уметь:

- анализировать основные исторические события и факты отечественной

истории;

- выражать и обосновывать свою позицию при сопоставлении различных

концептуальных оценок исторического прошлого нашей страны.

Владеть:

- системным подходом к пониманию крупных исторических процессов,

событий, понятий, деятельности исторических личностей.

Место дисциплины в учебном процессе:

Теоретической и практической основой дисциплины являются школьные курсы «История России», «Человек и общество». Приобретенные знания будут непосредственно использованы студентами при изучении следующих дисциплин: «Культурология», «Философия», «Социология», «Политология», а также будут содействовать их становлению в качестве граждан современной России.

1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины по ГОС

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси: этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины II; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 1920-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 1920-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 1930-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика; СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60 – 80-х гг.; нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг., перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
  форма обучения
  очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ)
В том числе аудиторные занятия: лекции практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа студента (СР)
Промежуточный контроль, количество В том числе: контрольная работа (реферат) -
Вид итогового контроля экзамен экзамен экзамен

Перечень видов практических занятий и контроля:

- тесты (по разделам дисциплины);

- одна контрольная работа (для очно-заочной и заочной форм обучения);

-практические занятия (семинар) – 4 часа (ДОТ);

-экзамен.

Практический блок

Семинарские занятия со студентами дневной формы обучения

Номер и наименование раздела (темы) Наименование темы семинара Кол-во часов
2.3. Российская империя в XVIII в. 1682-1801 гг. Реформы Петра I. Россия в первой четверти XVIII в.
3.2. Вторая российская революция 1917-1921 гг. Вторая революция в России (1917-1921 гг.) и ее последствия
3.4. СССР в годы Второй мировой войны. 1939-1945 гг. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. 1939-1945 гг.

Семинарские занятия со студентами очно-заочной

Формы обучения

Номер и наименование раздела (темы) Наименование темы семинара Кол-во часов
2.3. Российская империя в XVIII в. 1682-1801 гг. Реформы Петра I. Россия в первой четверти XVIII в.
3.2. Вторая российская революция 1917-1921 гг. Вторая революция в России (1917-1921 гг.) и ее последствия

Семинарские занятия со студентами

Заочной формы обучения

Номер и наименование раздела (темы) Наименование темы семинара Кол-во часов
3.2. Вторая российская революция 1917-1921 гг. Вторая революция в России (1917-1921 гг.) и ее последствия

3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине

Введение

Проверьте себя

1. Каковы главные особенности изучения истории?

2. Приведите примеры абсолютных, предполагаемых и ложных фактов.

3. Чем занимается историография и источниковедение?

4. Перечислите основные теории общих исторических закономерностей и дайте

их краткую характеристику.

Древняя Русь в IX-XIII вв.

1. Восточные славяне в I тысячелетии н.э. Образование и расцвет древнерусского государства

Первое тысячелетие новой эры − время «великого переселения народов»: 1. Миграция азиатских племен (готов, гуннов); 2. Расселение славянских племен от Балтики до Черного и Средиземного морей (IV-VII вв.); 3. Появление тюркских племен (булгары, хазары и др.) в Восточной Европе в середине тысячелетия; 4. Арабские завоевания во второй половине тысячелетия. Шел процесс исчезновения одних (гибель Западной Римской империи) и появления новых европейских народов и государств. Начинался период средневековья, характеризующийся распространением феодальных отношений. На историческую арену выступают Англия, Франция, Германия, Чехия, Польша, Швеция, Россия, Османская империя (Турция), Япония и другие страны.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной. Соседи называли их “венедами”, а позднее «склавинами» и «антами». На севере поток славянской колонизации устремился в район озера Ильмень и р. Волхов. На востоке славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге славянские племена встретились с балтами и финно-угорским населением. Главным занятием славян было земледелие, а также разведение скота, охота, рыболовство и бортничество.

Начало древнерусского государства. Образование государства – закономерный и длительный этап в развитии общества. В исторической науке в XVIII в. возник спор об образовании государственности у восточных славян (норманнскаяиантинорманнская теории). Сегодня считается, что государство восточных славян сложилось не благодаря варягам, но при их участии. Первым его главой стал князь Рюрик, о происхождении которого есть разные версии. Он положил начало династии Рюриковичей. Первым политическим центром стал г. Ладога (Старая Ладога), затем Новгород. Преемник Рюрика, князь Олег, в 882 г. взял Киев и сделал его столицей. Это позволило объединить земли вдоль торгового пути “из варяг в греки”. Затем Великими киевскими князьями были Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый.

Под властью Киева произошло складывание древнерусского государства – Киевской Руси. К XI в. основным политическим итогом стало объединение восточнославянских племен под властью киевского князя; закрепление на черноморских рынках; защита южных рубежей от нападений кочевников.

Внешняя политика. Главные соседи Древней Руси − три группы народов и государств: финно-угры на северо-западе, тюрки-кочевники (Степь) на востоке и юге, Византия (бывшая Восточная Римская империя) на юго-западе. По мере расселения славян на территории финно-угорских племен шел процесс перемешивания и слияния. В конце X в. киевские князья разгромили государство хазар на Нижней Волге и заключили мир с волжскими булгарами на Каме. Одновременно шла борьба с кочевниками-печенегами. С середины XI в. в южных степях появляются племена половцев. На протяжении двухсот лет – это отношения военных конфликтов, торговли и брачных союзов. Важнейший сосед Древней Руси − Византия. Крупнейший центр античной цивилизации оказал огромное влияние на жизнь Древней Руси. Между Древней Русью и Византией, кроме военных столкновений, активно шла торговля и развивались культурные связи.

Крещение Руси. Интересы единства Киевской Руси требовали принятия общей религии. Сначала Владимир Святославович (980-1015) пытался создать единый пантеон языческих богов, но потерпел неудачу. В 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Распространение христианства на Руси продолжалось до XIII-XV вв. Принятие христианства облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества. Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий.

Социально-экономическая характеристика Киевской Руси. В исторической науке не прекращаются дискуссии о природе древнерусского государства. Сторонники традиционных взглядов считают Киевскую Русь раннефеодальной монархией. Другую точку зрения представляет петербургский историк И.Я. Фроянов. Он утверждает, что Русь в IX – XII вв. находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. Этот период он характеризует как дофеодальный и догосударственный.

Главным источником для изучения социальных отношений Древней Руси является “Русская правда” – древнейший свод законов, принятый при князе Ярославе Мудром (около 1016 г.). Эти законы дополнялись его преемниками. Основная масса сельского населения называлась смердами. Они жили в крестьянских общинах и в вотчинах. Появились и другие категории зависимых людей – рядовичи, закупы, холопы.

Удельная Русь

К середине XII в. установился удельный порядок. Рост местных центров торговли и ремесел усиливал политическую роль боярства. Это было прогрессивное явление, отражающее экономическое развитие отдельных территорий. На рубеже XI-XII вв. древнерусское государство распадается на отдельные княжества и земли, в значительной степени обособленные друг от друга. Этот процесс принято называть “феодальной раздробленностью”. Некоторые историки (И.Я. Фроянов) не употребляют этот термин, считая, что на смену межплеменному союзу пришли города-государства. По их мнению, это был период существования автономных общинных союзов. Последним Великим киевским князем, которому удалось ослабить самовластие удельных князей, был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). К XIII в. возникают фактически независимые государственные центры.

Владимиро-Суздальское княжество. Северо-восточная Русь была окраиной древнерусского государства. В XI-XII вв. усиливается процесс переселения славян в эти края. На рубеже XII-XIII вв. крупнейшими деятелями здесь были князья Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) и Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Андрей Боголюбский, став Великим князем, перенес политический центр во Владимир.

Галицко-Волынская земля. В 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мстиславович (1199-1205 гг.) был провозглашен галицким князем. Возникло единое Галицко-Волынское княжество. Сын Романа князь Даниил (1221-1264 гг.) стал одним из могущественных правителей. Однако Батыево нашествие и ордынское иго прервали самостоятельное развитие княжества. Оно перешло под власть Великого княжества Литовского.

Новгородская земля. Особым путем шло развитие северо-западной Руси. Социально-политический строй, сложившийся в новгородских, а позже и в псковских землях, называют республиканским. Высшим органом власти в Новгороде было вече (народное собрание), состоявшее из депутатов от новгородских улиц (концов). Вече приглашало князя с дружиной и могло сместить его. Вече принимало законы, решало вопросы о войне и мире, избирало городские власти: посадника, тысяцкого, владыку (архиепископа). Новгород стал форпостом в борьбе с немецкой и шведской агрессией.

Проверьте себя

1. Что такое «великое переселение народов», к каким изменениям оно привело?

2. Расскажите о расселении восточных славян.

3. Дайте характеристику норманнской и антинорманнской теориям.

4. Расскажите о внешней политике Древней Руси и ее соседях.

5. Назовите основных правителей Древней Руси в IX-X вв.

6. Каковы различные взгляды на социально-экономическую жизнь Руси?

7. Расскажите о борьбе с внешней опасностью в первой половине XIII в.

Возвышение Москвы

Москва стала политическим и церковным центром северо-восточной Руси при князе Иване Даниловиче Калите (1325-1340 гг.). Его внук князь Дмитрий Иванович решился выступить против слабеющей Золотой Орды. Битва произошла 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. Татары были разбиты. Московский князь получил прозвище Дмитрий Донской. Но освободиться от ига тогда не удалось.

Великое Литовское княжество. Западные и южные земли Киевской Руси вошли в состав Великого Литовского княжества, возникшего в XIII в. В его национальном составе преобладали восточные славяне – предки украинцев, белорусов и частично русских. С конца XIV в. начинается сближение Литвы и Польши, завершившиеся созданием Речи Посполитой в конце XVI в.

Образование Московского государства и его особенности

К середине XV в. образовалась великорусская народность. В 1480 г., при Иване III (1462-1505 гг.), было окончательно свергнуто иго Золотой орды. Сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось формирование его административного аппарата (Боярская дума). В центрах подвластных ему территорий правили московские наместники (кормленщики). В состав московского княжества вошли Новгород (1478), Тверь (1485), вятские земли, Псков (1510), Смоленск (1514), Рязанское княжество (1521). Образовалась страна, которую с конца XV в. называли Московией, или Московской Русью. В Европе победа централизации гарантировала основным сословиям сохранение их прав и привилегий. На Руси этот переход имел следствием рост их зависимости от верховной власти. Для этого были объективные предпосылки: экономическая и политическая слабость городов, надежда на ликвидацию политической нестабильности, стремление к независимости от монголо-татар.

Эти факторы вместе с постоянным процессом колонизации новых территорий, борьбой со степняками-кочевниками, плюс византийские политические традиции и православие породили в России особый тип государственности – самодержавие, обусловили слабость института частной собственности в целом, традицию вмешательства государства в хозяйственную жизнь общества, коллективистские (общинные) формы крестьянской собственности на землю, наложили отпечаток на русский национальный характер.

В период княжения Василия III монах Филофей сформулировал идею о Москве как третьем Риме. Успехи в “собирании русских земель” были оплачены крайним ограничением личных свобод.

Смутное время” (1598-1613 гг.)

После смерти сына Ивана IV Федора (1598) закончилась династия Рюриковичей. Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Он добился введения на Руси патриаршества (1589), во внешней политике вернул Ивангород, Копорье. Но именно при нем начался глубочайший социально-экономический и политический кризис.

Главными причинами был трехлетний голод (1601-1603) и растущее недовольство всех сословий. Нужен был повод для объединения недовольных. Им стало появление в Польше молодого человека, называвшего себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Он осенью 1604 г. перешел русскую границу. К нему примкнула часть казаков, служилых людей. После внезапной смерти Бориса Годунова его поддержали бояре. В июне 1605 г. Лжедимитрий вступил в Москву и без Земского собора был объявлен царем Дмитрием Ивановичем. За год правления Лжедимитрий не выполнил ни одного обещания. В ходе восстания против поляков в Москве в мае 1606 г. он был убит заговорщиками. Новым царем был выкрикнут боярин Василий Шуйский (1606-1610). В следующий период смуты развитие событий шло по трем основным линиям: 1) казацко-крестьянское восстание И. Болотникова (1606-1607); 2) появление нового самозванца − Лжедмитрия II (1607-1610); 3) вмешательство в смуту Швеции и Речи Посполитой (1608-1618).

Недовольные бояре в 1610 г. свергли В. Шуйского и создали так называемую «семибоярщину». Они пригласили на престол польского королевича Владислава. Не решив вопрос о принятии им православия, бояре впустили в Москву польский гарнизон. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный вопрос. Патриарх Гермоген призвал к спасению страны. Первое ополчение оказалось неудачным. Осенью 1611 г. возникло второе ополчение. Его руководители − земский староста К. Минин и князь Д. Пожарский – проявили себя выдающимися государственными деятелями. В ноябре 1612 г. Москва была освобождена от польских войск. Был созван Земский собор с участием всех сословий, кроме зависимых крестьян и холопов. В феврале 1613 г. царем был избран Михаил Романов, сын патриарха Филарета.

Основными последствиями смуты были укрепление позиций дворянства, тяжелые экономические потрясения, потеря части территорий. У людей окрепло чувство национального и религиозного единства. Но модернизация страны откладывалась на столетие.

Проверьте себя

1. Каковы причины и основные этапы возвышения Москвы?

2. В чем особенности российского самодержавия?

3. Какие реформы были проведены Иваном IV в 1550-е гг. и каковы их результаты?

4. Расскажите о внешней политике Ивана IV Грозного.

5. Дайте характеристику опричнины и ее последствий.

6. Каковы причины и сущность Смутного времени?

7. В чем выразилосьукрепление «стабильности» в 1613-1682 гг.?

8. В чем причины раскола российской церкви и какие последствия он имел?

9. Расскажите об основных столкновениях народа и власти в 1613-1682 гг.

Петр I и его реформы

Исторический путь России в XVIII – 1-й половине ХIХ вв. был предопределен преобразованиями Петра I (1682-1725). После смерти Федора Алексеевича (1682) вспыхнула борьба за трон. Царями были объявлены Иван (сын Милославской) и Петр (сын Нарышкиной), а правительницей – Софья, дочь А.И. Милославской. Петр рос в селе Преображенском. Его основными занятиями были военные игры, овладение математикой и т. д. Из этого возникли так называемые «потешные полки»: Преображенский и Семеновский. В 1689 г. Софью постригли в монахини. Началом самостоятельной деятельности Петра стали Азовские походы (1695-1696). В 1696 г. Азов был блокирован с моря и взят. Но на Черном море господствовала Турция. Для войны с ней были нужны союзники. В 1697 г. в Западную Европу отправилось «Великое посольство». Это событие многие историки считают началом петровских преобразований – первой модернизации России.

Эти преобразования проводились верховной властью и порождались ее стремлением догнать развитые страны, прежде всего в военно-техническом плане. Сильнейший отпечаток на характер и особенности преобразований наложила Северная война со Швецией (1700-1721). Государственное принуждение обеспечивало предельное напряжение сил общества для достижения успеха. Реформы несли на себе отпечаток личности Петра I. Можно выделить ряд основных направлений петровских реформ.

Военные реформы. Цель − создание регулярной армии. Была введена рекрутчина. Комплектование офицеров шло за счет приглашения иностранцев, направления русских дворян на учебу за границу, создания военных учебных заведений в России. Появились новые рода войск: флот, инженерные части.

Реформы государственного управления. Россия по политическому строю стала абсолютной монархией. Это обусловило изменения в аппарате управления. Вместо Боярской думы возник Сенат, вместо приказов 12 коллегий. Одна из коллегий – Синод заменила патриарха, что означало полное подчинение церкви государству. Контрольные функции имели прокуратура и корпус фискалов. Впервые возникли органы политического розыска. Страну разделили на губернии, губернии на провинции, а последние на уезды. Возникло мощное полицейско-бюрократическое государство.

Экономическая политика. Главное внимание Петр уделял промышленности для обеспечения нужд армии, развитию торговли и транспортных путей, увеличению доходов казны. Использовался опыт учений меркантилизмаипротекционизма.Мануфактуры обеспечивались подневольной рабочей силой: приписными и посессионными крестьянами. Финансовые проблемы решались за счет роста прямых налогов, а также посредством введения государственной монополии на производство и продажу ряда товаров. Затем множество налогов заменила подушная подать. Для ее сбора были введены переписи и паспорта.

Социальные преобразования. Население России в 1724 г. − 14 млн. человек. Около 97 % проживало в сельской местности: крестьяне, холопы; вольные,или «гулящие», люди. Все они несли определенные государственные повинности. Городские сословия:ремесленники, купцы, мелкие торговцы и мастеровые. Дворянствотакже несло государственные повинности: обязательная пожизненная военная или гражданская служба. Критерием продвижения по служебной лестнице являлись теперь личные способности. Важную роль в социальной политике сыграло введение Табеля о рангах (1722). Реформаторская деятельность Петра I легла тяжким бременем на народные массы. Бунт стрельцов в Астрахани (1705—1707), восстание казачества на Дону (1707—1708) и т. д. являлись реакцией на ужесточение политики государства, произвол местных властей.

Внешняя политика.В ходе «Великого посольства» было заключено соглашение с Польшей, Данией и Саксонией о военном союзе против Швеции. Был заключен мир с Турцией. Северная война началась в 1700 г. Шведский король Карл XII принудил Данию и Саксонию выйти из войны. Русские войска осадили Нарву. В конце 1700 г. Карл XII нанес тяжелое поражение русским. После этого шведский король с основными силами ушел в Польшу.

Петр предпринял решительные меры по восстановлению армии. В 1702 г. на

р. Неве были одержаны первые победы. 16 мая 1703 г.был заложен Санкт-Петербург. В 1708 г. шведский король из Польши выступил на Украину. Здесь ему обещал помощь гетман Украины И. Мазепа. Шведы и сторонники Мазепы осадили Полтаву. 27 июня 1709 г.произошла Полтавская битва.Шведская армия была разгромлена. Полтавская битва стала крупнейшим сражением войны.

В последующие годы были одержаны первые морские победы: при мысе Гангут (1714), около о. Гренгам (1720). В 1721 г. был подписан Ништадтский мир. Россия получила Ингерманландию (побережье Финского залива), Лифляндию (часть Латвии) и Эстляндию (Эстонию). В честь победы Петр I принял титул императора.

В ходе Северной войны в 1711 г. Петр совершил неудачный Прутский поход против Турции. Россия возвратила туркам Азов. В 1722-1723 г. Россия воевала с Персией (Ираном). Была присоединена часть побережья Каспийского моря.

На востокебылподписан Нерчинский договор с Китаем (1689). Граница прошла по р. Амур.

Выводы. Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Царствование Петра − период резкого рывка навстречу Европе. Россия вошла в число мощнейших государств Европы. С другой стороны, итогом деятельности Петра I, по мнению ряда историков, стало создание полицейско-бюрократического государства. Происходило становление авторитарного правления.

Произошел социокультурный раскол общества. Петровская европеизация затронула в основном дворянство. Все прочее население, за малым исключением, оставалось в рамках традиционной старомосковской культуры. Вместе с тем, новые культурные веяния вызывали у некоторых дворян стремление к подлинной европеизации страны и, следовательно, способствовали зарождению российского свободомыслия.

Павел I (1796-1801)

Наступление на дворянские привилегии, восстановление обязательной службы сочеталось с раздачей крестьян в награду, а борьба против злоупотреблений в армии – с внедрением сомнительных ценностей прусской военной системы. Все это породило ропот в армии и обществе. Важными мерами стали Закон о престолонаследиии«Уложение об императорской фамилии». Противоречива была и внешняя политика Павла. В 1798 г. император в союзе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполитанским королевством начал борьбу с Францией. В январе 1800 г. Павел разорвал союз с Австрией, а затем и с Англией. Началось сближение России и Франции. Самовластие Павла превращалось в деспотизм. В среде высших сановников и гвардейских офицеров сложился заговор. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит. Историк Н.Я. Эйдельман назвал режим Павла «непросвещенным абсолютизмом». Смерть Павла I подвела черту под историей ХVIII в.

Проверьте себя

1. Каковы предпосылки петровских реформ?

2. Что такое «модернизация»?

3. Раскройте основные направления реформ и расскажите о их результатах?

4. Укажите основные концептуальные оценки петровских реформ.

5. В чем сущность термина «период дворцовых переворотов»?

6. Дайте характеристикувнутренней политики Екатерины II.

7. Расскажите об основных направлениях внешней политики России.

Проверьте себя

1. С какими проблемами столкнулась Россия к началу XIX в.?

2. Охарактеризуйте внутреннюю политику Александра I.

3. Расскажите о декабристских проектах преобразования России.

4. Дайте характеристику внутренней политики Николая I.

5. Расскажите об основных идеологических течениях этого времени.

6. Расскажите об основных направлениях внешней политики России.

7.Каковы основные итоги развития России к середине XIX в.?

Реформы Александра II

Крестьянская реформа. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений». Крестьянин получал за выкуп определенный земельный надел. Если крестьянский надел был выше положенной нормы, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Крестьянин был «приписан» к общине. Реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством; крестьяне не получили достаточно земли; их заставили заплатить за наделы втридорога; в деревне сохранились пережитки крепостничества (отработки и издольщина). И все же эта реформа означала переход к раннеиндустриальной России. Отмена крепостного права проложила дорогу другим преобразованиям: земской, городской, судебной, военной реформам.

Земства и городские думыучреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в сельской местности и в городах. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза. Их деятельность ограничивалась хозяйственными вопросами и контролировалась властями.

Судебная реформа. Она утверждала четыре принципа права: несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства. Для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов. Но следствие по политическим делам вели жандармы. Эти дела передавали в особое присутствие Сената. Сохранились особые суды для крестьян, духовенства, для военных. Телесные наказания сохранились для крестьян, для ссыльных, каторжан и штрафных солдат.

Военная реформа. Главное достижение − переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (1874). Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и резервы на случай войны. Были проведены и другие реформы: создан Государственный банк, женщин стали брать на службу в государственные учреждения, была ограничена предварительная цензура и т. д.

Итоги: реформы значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Страна оставалась самодержавной монархией. Появление революционных организаций усиливало позиции противников реформ. Но в начале 1881 г. Александр II утвердил проект М.Т. Лорис-Меликова о включении в Государственный Совет представителей земств и городских дум. После гибели Александра II проект был отклонен.

Проверьте себя

1.Почему период правления Александра II можно считать второй модерниза-

цией России?

2.Дайте краткую характеристику основных реформ.

3.Что такое период «контрреформ»?

4.Расскажите об основныхнаправлениях и особенностях экономического раз

вития России во 2-й половине XIX в.

5.Дайте характеристикунаправлений внешней политики в этот период.

6.Расскажите об основных направлениях общественной мысли России.

В XX – начале XXI вв.

Россия к началу XX в.

Социально-экономическая ситуация.В условиях экономического развития регионы желали ослабить мелочную зависимость от центральной власти. В национальных районах по мере роста национального самосознания это стремление приобретало форму национальных движений. Ответом царизма стало усиление великодержавной политики (так назыаемая «насильственная руссификация»). Это усиливало радикальную оппозицию царизму среди национальных групп. Сохранялось деление на сословия. Господствующим оставалось дворянство. 80 % населения насчитывало крестьянство, которое являлось основным источником доходов бюджета. Деревня страдала от аграрного перенаселения. Крайне низкой была доходность крестьянских хозяйств. Новым явлением стало появление монополистических объединений.

Политическая жизнь

Наши рекомендации