Расширение и активизация словарного запаса (Erweitern und Pflege des Wortschatzes)

Словарный за­пас языка за последние десятилетия вырос и продол­жает стабильно расти. Правда, большая часть этого расширения приходится на новые научно-технические сферы. Наиболее полный словарь немецкого языка Лутца Маккензена насчитывает около 160 000 словар­ных статей; малый словарь того же автора, "Deutsche Rechtschreibung" - около 115 000. Общее число всех немецких слов, включая огромное числе иностранных и искусственно образованных слов, не поддаются подсчёту; предположительно, несколько миллионов.

Нетрудно заметить, что человек активно владеет лишь незначительной частью этого богатства. Тем не менее ошеломляют статистические данные, что в среднем 54,35% всех текстов нашего времени состоят лишь из 207 различных слов. Из этого следует, что минимальный запас слов, необходимый для понима­ния, сравнительно мал. Но чем больше мы расширяем наш активный словарный запас, тем быстрее нас по­нимают собеседники.

В качестве примера можно упомянуть употребле­ние диалектов. Недавно это стало модным. Говорящие на диалектах, ясное дело, чувствуют себя польщённы­ми, когда какое-нибудь высокопоставленное лицо, скажем, политик, говорит на их диалекте. С другой стороны, этот политик может говорить на наречии только при определённых обстоятельствах и в опреде­лённом месте. Таким образом, он, чтобы быть поня­тым более широкими слоями, должен либо только дать почувствовать диалект, либо полностью отказать­ся от него.

Язык, который в немецкоязычном ареале понятен повсеместно (если даже на нём и не говорят в равной степени), является так называемым немецким норма­тивным языком ("deutsche Standardsprache"); другие же слова и выражения принадлежат немецкому литера­турному, разговорному или просторечному уровням языка.

Наш язык формируется в возрасте, когда мы наи­более восприимчивы к новым выражениям: в детстве и вплоть до половой зрелости. То, что в этот отрезок жизни заложено в ребёнке, останется основой на всю его последующую жизнь. По этим знаниям можно точно определить, каким влиянием обладали все фак­торы, воздействовавшие на ребёнка в эти годы. Что же касается словарного запаса, то наиболее важны четыре фактора:

1. родительский дом, | 2. школа,

3. телевидение, | 4. чтение.

Вот где ребёнок черпает свой словарный запас, ко­торый выходит за пределы обычного взаимопонима­ния. Правильнее предложение должно было бы зву­чать: ребёнок мог бы изучить этот расширенный сло­варный запас. Для этого необходимы следующие ус­ловия:

1. Родители и иные лица, ответственные за воспи­тание, обязаны стараться привить ребёнку более ис­кусное владение языком;

2. чем лучше школьное образование, тем быстрее будет происходить обогащение словарного запаса;

3. передачи, увиденные по телевизору, по их окон­чании следует обсуждать, чтобы практически закре­пить услышанные в ней понятия;

4. чтение должно быть подобрано подобающим об­разом (например, комиксы захватывают ребёнка, но совсем не расширяют его словарный состав).

У взрослых множество различных возможностей расширить свой словарный состав и вообще улучшить свои ораторские способности. И в этом случае пас­сивное потребление телерадиопередач практически не приносит никакой пользы. Весьма продуктивно чте­ние, требующее подлинного осмысления. Большая польза, разумеется, от активного общения. Для ос­воения его имеется много возможностей. Вечерние общеобразовательные курсы и учреждения по обуче­нию взрослых постоянно предлагают разнообразные программы в этом направлении. Рабочие и служащие должны непременно использовать положенные им учебные отпуска. Особенно благоприятно для моло­дых людей участие в работе органов самоуправления (школьное, студенческое самоуправление, молодёж­ные представительства на предприятиях). Также и по­литические и другие организации предлагают хоро­шие возможности выступать самому и слушать речи других.

Наши рекомендации