Методы изучения организационной культуры
Цель изучения культуры организации - выявление истинного ее состояния и определение путей возможной ее корректировки или успешного изменения.
При изучении организационной культуры следует ориентироваться на видимую и невидимую ее части (табл. 7).
Таблица 7
Методы изучения организационной культуры на разных уровнях ее проявления
Часть культуры | Формы проявления | Методы изучения |
1. Видимая часть | Внешние проявления культуры | Изучение внешних проявлений культуры Носители культуры Включенное наблюдение Встречи с ключевыми людьми Встречи (интервью) с основателями, руководителями и проводниками изменений |
2. Невидимая часть | А. Нормы. Правила Б. Ценности-цели Ценности-средства В. Идеальные представления (идеалы), базовые принципы и установки | Диагностика норм, правил Оценка ценностей- целей, ценностей-средств Оценка идеальных представлений , базовых принципов и установок |
Характеристика уровней.
На I уровне культура состоит из объективно существующих символов, объектов или фактов, имеющих значение в жизни людей, которые ориентируют или влияют на их поведение в позитивном плане: девизы, лозунги, мифы, легенды,праздники, церемонии получения призов, памятные сувениры, устройство офиса, эмблема организации и др.
На 2А уровене – это уровень норм и правил, проявляющиеся в профессиональном языке, условиях работы, морально- этических регуляторах поведения персонала и др. На III уровне речь идет о разделяемых ценностях в социальных отношениях, демократии, равенстве шансов на получение работы, качество продукции.
На 2Б уровне речь идет о фундаментальных ценностях-целях и ценностях-средствах, т.е. о том, что является для коллектива важным и ценным в отношениях к работе, коллегам, себе, оборудованию.
На 2В уровне речь идет о предположениях, т.е. об идеальных представлениях члена организации о разных сторонах жизнедеятельности коллектива, а также о базовых принципах и установках, сформированных на основе ценностей- целей и правил, ориентирующие поведение личности в отношении ее к обществу, коллектеву, труду, к себе как прфессионалу.
Методы сбора информации.
На 1 уровне - наблюдение за жизнью и деятельностью коллектива и встречи с ключевыми людьми;
На 2А уровне - диагностика норм, правил включает изучение:
- соблюдение трудовой и технологической дисциплин;
- поддержку в работе;
- отношения к труду, коллегам, клиентам,себе;
- стремление к повышению квалификации;
- контакты между руководителями и подчиненными;
- политики и процедур поощрения и наказания в организации;
- конфронтации и способов ее устранения;
- психологического климата в коллективе и др..
На 2Б уровне – оценка организационных ценностей включает вопросы морали, адаптации, доходов и профессионализма персонала. Далее оценка ценностей, касающихся создания нового, стремления к первенству, выбора средств достижения целей, качества деятельности, коммуникаций, склонности к риску и философии управления.
На 2В уровне предметом изучения являются проблемы адаптации организации к внешней среде - ее миссия, цели, стратегии, системы управления, социальная и финансовая оценка заслуг персонала, а также внутренние проблемы организации - язык различных социально профессиональных категорий, границы, отделяющие людей одной организации (подразделения) от другой. Кроме того, оцениваются принципы распределения власти, отношений между коллегами и полами, идеология и философия управления и др.
Организационную культуру можно изучать разными методами:
- интервью;
- косвенные методы;
- анкетирование;
- изучение устного фольклора;
- изучение документов;
- изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов;
- изучение сложившейся практики управления.