ТЕМА: Историческое развитие представлений о предмете психологии
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. Античная психология.
2. Специфика психологического знания в средние века.
3. Психология Нового времени.
4. Становление психологии самостоятельной наукой. Предмет и методы эмпирической психологии сознания (В.Вундт, Э.Титченер, Ф.Брентано, У.Джемс).
5. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.
6. Кризис эмпирической психологии сознания, его причины, характер, итоги.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
При ответе на первый вопрос охарактеризуйте представления древних о душе. Раскройте специфику первого научного знания о душе в античной философии, переход от анимизма к гилозоизму в понимании души (социальные предпосылки, задачи и направления первого научного знания о душе). Проведите сравнительный анализ понимания сущности души в философских учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.
Отвечая на второй вопрос, охарактеризуйте социальные предпосылки развития психологического познания в период Средневековья, раскройте специфику задач и метода психологического познания в средние века. Проведите сравнительный анализ европейской и арабоязычной науки.
Третий вопрос начните с характеристики предпосылок возникновения психологии как науки о сознании. Раскройте основные идеи учения Р.Декарта (механистический подход, принцип рефлекса, дуализм в понимании души и тела). Объясните сущность сформулированной Декартом психофизической проблемы и способ ее решения. Раскройте взгляды Г.Лейбница, Б.Спинозы, Т.Гоббса и предложенные ими варианты решения психофизической проблемы. Охарактеризуйте основные идеи и понятия эмпирической психологии Дж.Локка (внешний и внутренний опыт, рефлексия, механизмы образования сложных идей из простых).
При ответе на четвертый вопрос назовите время, место и атрибуты обретения самостоятельного научного статуса психологии. Охарактеризуйте основные положения программы В.Вундта и сущность интроспективного эксперимента (принцип элементаризма при анализе сознания, используемое оборудование, требования к подготовке испытуемых и терминологии самоотчетов). Дайте сравнительный анализ направлений структурализма и функционализма в рамках интроспективной психологии сознания. Раскройте сущность функционального подхода в учениях Ф.Брентано и У.Джемса.
Отвечая на пятый вопрос, дайте определение понятию «ассоциация» в психологии. Охарактеризуйте сущность и направления развития ассоциативной психологии как единственного научного направления психологии с XVIII в. до начала XX в.. Назовите причины кризиса ассоцианизма в теории во второй половине XIX века, раскройте современное понимание ассоциаций в функционировании психики.
Ответ на последний, шестой вопрос предполагает критический анализ метода интроспекции в психологии сознания как причины возникновения открытого методологического кризиса в психологии в начале ХХ в. Охарактеризуйте значение кризиса для развития психологической науки. Назовите направления психологии, возникшие в период открытого кризиса.
Практические задания
1) Составьте словарь основных терминов и словарь персоналий по теме «Историческое развитие представлений о предмете психологии».
2) Составьте матрицу идей по схеме:
«Сравнительный анализ воззрений античных философов»
Мыслитель | Демокрит | Платон | Аристотель |
Критерии сравнительного анализа | |||
Природа души(из чего она состоит?) | |||
Соотношение души и тела(что первично?) | |||
Смертность души | |||
Соотношение чувственного и рационального в познании (что первично в познании: разум или органы чувств?) | |||
Причины действий человека(где заключены источники поведения человека: в душе или физическом мире?) |
3)Составьте матрицу идей по схеме:
«Сравнительный анализ структурного и функционального подхода в интроспективной психологии сознания»
Критерии сравнительного анализа | Структурный подход | Функциональный подход |
Представители подхода | ||
Что изучается в сознании? | ||
Метод изучения сознания | ||
Требования подготовке и квалификации испытуемого (кто может быть испытуемым в интроспективном эксперименте?) |
4) Рецензирование работы В.Джемса [6]*.
5) Аннотирование работы Л.С.Выготского [2]*.
6) Тезирование работы Б.М.Теплова [14]*.
7) Определите автора фрагмента научного текста и обоснуйте свой ответ:
«На вопрос о задаче психологии, примыкающие к эмпирическому направлению психологи обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти, в конце концов, законы, управляющие этими отношениями. Хотя это определение и кажется неопровержимым, однако оно до известной степени делает круг. Ибо, если спросить вслед за тем, что же такое сознание, состояние которого должна изучать психология, то ответ будет гласить: сознание представляет собою сумму сознаваемых нами состояний. Однако это не препятствует нам считать вышеприведенное определение наиболее простым, а поэтому пока и наилучшим. Ведь всем предметам, данным нам в опыте, присуще то, что мы, в сущности, можем не определить их, а лишь указать на них; или, если они сложны по природе своей, перечислить их свойства… <…>»